Пятница, 22 ноября 2024

Василий Дубовский

Пытайтесь повторить!

Сергей ТИХОНОВ: «Для меня нет тайны пирогранита. Дело за малым: а что, собственно, с этим делать?»

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

Боровичанин заново изобрёл пирогранит

Ещё недавно этот материал проходил по классу легенд. Они окутывали его от сотворения и до потери рецептуры. Якобы изобретатель пирогранита — высокопрочной, кисло- и морозостойкой декоративной керамики, изготавливавшейся при высокотемпературном обжиге (1200–1300 градусов), «человек из народа» Матвей Веселов умер, так и не поделившись секретом с хозяином завода в Боровичах князем Голицыным.

Осталась слава — серебряная медаль Всемирной парижской выставки 1899 года. Памятники архитектуры с украшениями из пирогранита — например, колокольня храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге с изображениями гербов русских городов, губерний и уездов. Площадь перед памятником императору Александру II: из пирогранита делали и дорожную плитку.

Год тому назад вышла книга питерского исследователя Любомира Бакина «Огненный пирогранит. Несостоявшаяся легенда» — новая версия старой истории, доказывающая, что пирогранит изобрёл другой человек — Павел Криштофович. Видимо, французская печать и целый ряд других источников были незнакомы предшественникам Бакина. Жаль только, что прочитав и его, пирогранит не повторишь.

Однако керамисту Сергею ТИХОНОВУ, создателю и директору «Мстинской гончарни», как утверждает он сам, это удалось! 

— Меня давно задевал вопрос: как переизобрести технологию? — рассказывает он. — Конечно, я знал, что были попытки и раньше. В советское время хотели одну из станций Ленинградского метрополитена отделать пирогранитом. Было дано задание Боровичскому комбинату огнеупоров, но у них не получилось.

Тихонову никто ничего не поручал. Просто ему очень хотелось. Возил личный коллекционный пирогранит в питерскую лабораторию. Структуру материала исследовали под микроскопом. Это смесь двух видов боровичских глин — легкоплавких и тугоплавких. Из-за чего, собственно, и переехал когда-то из Пензы в Боровичи Криштофович — мастер искал месторождение под свою идею. Сергей снова и снова делал в мастерской пробники…

И вот он показывает свой эксклюзив — посуду, кирпич и нечто такое, чему лично я сходу не могу подобрать определения. В любом случае — пирогранит! Но чем докажет нам это уважаемый мастер?

— Послушайте, патента у меня нет, — отвечает Тихонов. — И потом, это уже было: Криштофович запатентовал изобретение в Европе. Очень предусмотрительно с его стороны. У Павла Емельяновича реально были проблемы с теми, кто владел заводом после князя Голицына. Впоследствии товарный знак и технологию у Криштофовича выкупил венгерский изобретатель и фабрикант Вилмош Жолнаи.

Бренд «Мстинской гончарни». Пирогранит. Фото из архива Сергея ТИХОНОВА

Надо сказать, что венгерская фасадная керамика более известна: в Центральной Европе нет ни одного города, где не было бы здания, облицованного материалом, выпускавшимся заводом Жолнаи. Талантливый экспериментатор применял технику глазурования, используя открытый им «эозин» (от имени богини зари Эос). Предприятие Жолнаи было отмечено на Парижской всемирной выставке несколько раньше боровичского — в 1878 году. Причём золотой медалью.

Сергей Тихонов ни русского, ни венгерского патентов пирогранита не читал, придя к своему рецепту опытным путём. 

— Записывайте! — улыбается заново изобретший. — Артикулирующая система головного мозга выискивала пути решения задачи. И путём комбинаторики я их нашел.

— А поконкретнее?

— Как человек, знающий рецепт, пока не готов рассказывать о нём во всеуслышание. Ещё самому нужно разобраться, что с этим делать. Просто хочу сказать, что для меня это тайны не представляет. На сенсацию не напрашиваюсь — вы же ко мне пришли, а не я к вам. Показаться большим умником — такого желания тоже не имею. Но если раньше как боровичанин я гордился тем, что такой уникальный материал делали в нашем городе, то теперь у меня есть некоторые основания гордиться и тем, что имею отношение к легенде.

По словам Сергея Тихонова, как бизнесмена его очень даже интересует практическая сторона — возможная область применения рецептуры позапрошлого века. Что ни говори, а пирогранит — тема с историей. Довольно легко вообразить некий утилитарный вариант — как местную боровичскую фишку, допустим. Элементы декора в популярном месте. Правда, большое значение имеет культурный контекст. Это же надо красиво подать. Как, скажем, блюдо в ресторане в пирогранитной посуде.

Труднее представить производство, поставленное на поток. В технологиях XIX века. И чтобы было рентабельно. Ведь Криштофович работал не ради чистого искусства, а руководствуясь экономической целесообразностью.

Одно дело — электрическая печь, и совсем другое — дровяная.

— Это же химия, — говорит Сергей. — И это абсолютно творческий процесс. Здесь всё имеет значение: даже как подкинуть дров. Или дать пороху, как говорят мастера. Из одного и того же материала можно получить разное качество — по поверхности, по окрасу. Вплоть до благородного тёмного. Я очень надеюсь, что у нас получатся ещё обалденные вещи из пирогранита. Проблема в том, что вот эту современную историю надо выстраивать от фундамента. Но нас никто не торопит. Вообще, у нас много проектов. Пирогранит — один из них.

Прагматика не отменяет романтику. Не поторопился ли Любомир Бакин объявить, что «легенда не состоялась»? Может быть, пересказы разного времени лишь добавляют красок. И никто не помешает среди прочего вспоминать и повесть Виталия Гарновского «Огненный гранит» (1964–1965 гг.), где рассказывается, как особый гидравлический пресс дробил куски колчедана и гранита. Хотя от камня в пирограните — прочность, и то, что он поддаётся шлифовке. В любом случае он — сам по себе давно легенда.

И Сергей Тихонов разрушать её вообще-то не собирался.

— Мне кажется, нам это и неподвластно. Своя легенда может быть даже у какой-нибудь одной маленькой вещицы. Хотя бы у неё, — он снимает с полочки глиняную кружку.

— Или вот у неё, — в его руке уже рыба.

Кажется, она имеет сердито-насмешливый вид. Такой уж ротик с зубками.

«Проект» памятника боровичским лоцманам. Фото Василия ДУБОВСКОГО

А история такая. Некоторое время назад в «Мстинской гончарне» был-работал мастер из Кубани. Он выложил ВКонтакте фото и текст, представив рыбку как проект памятника боровичским лоцманам. Якобы это хищное существо в старые, но не всегда добрые времена водилось в Мсте и пожирало людей. Но однажды отважные лоцманы изловили злодейку, после чего она была зажарена на площади и с аппетитом съедена всем городом. Благодаря такой рекламе рыба, едва появившись на прилавке магазина, сразу и «уплыла». Как выяснилось, её купил менеджер, собиравшийся на день рождения к своему московскому шефу. При такой «родословной» цена его не интересовала совершенно.

А может, и вправду памятник ей поставить? Само собою разумеется, в пирограните.

Теги: Боровичи, пирогранит, гончарня