Пятница, 17 мая 2024

Анна Мельникова

Большое наследие малой родины

Валентина Александровна Артюшова из Воронежской области сумела удивить своим нарядом.

Фото: Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

В Великом Новгороде выбрали лучших в России краеведов, работающих с молодёжью

Всероссийский конкурс краеведов, работающих с молодёжью, ориентирован на поддержку лучших практик преподавания и популяризации истории малой родины. Проходит он с 2019 года под эгидой Российского исторического общества и фонда «История Отечества».

— Конкурс не привязан к профессиональному принципу. В нём могут участвовать энтузиасты своего дела, вовлекающих детей в краеведческую работу: педагоги, сотрудники библиотек и некоммерческих организаций, пенсионеры и волонтёры, — пояснила Наталья АНТОНЕНКО, координатор научных и региональных проектов фонда «История Отечества».

В Великом Новгороде состоялись мероприятия заключительного этапа конкурса. Его последним аккордом стало награждение победителей, приехавших из разных уголков России. Церемонию провели в лектории Новгородского музея-заповедника. Директор музея Наталья ГРИГОРЬЕВА назвала авторов передовых методик по изучению наследия своей малой родины факелами краеведческого движения:

— Мы бесспорно горды и признательны за возможность принять вас здесь. Для нас большой ответственностью и большой радостью является то, что эти три дня ваши доклады и ваше общение происходили в Новгородской области.

Благодарность участникам конкурса выразил и председатель правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин МОГИЛЕВСКИЙ.

— Сейчас, когда во всем мире происходят масштабные исторические изменения, очень важно сохранять чувство ответственности за страну перед прошлыми и будущими поколениями, — сказал он. — Если мы историю игнорируем, забываем её, не хотим учить и думаем, что всё происходит само по себе, возникает эффект, когда «мне все должны, а я ничего никому не должен», чувство безответственности.

Пожалуй, больше всех внимание аудитории привлекала Валентина Александровна АРТЮШОВА, учитель истории маленькой школы села Пчелиновка Воронежской области. В своём традиционном народном костюме женщина выглядела гармонично и естественно. Валентина Александровна призналась, что в этой одежде выступать с докладом ей посоветовали её ученики.

Некоторым деталям костюма более 100 лет. Особенно педагог дорожит подшейником — воротничком из мелких бусинок своей прабабушки. А о родной Пчелиновке, основанной в начале XVIII века выходцами из Московской губернии, может рассказывать долго.

— В соавторстве с другими педагогами я разработала программу «Культура для школьников». Она направлена на сохранение этнокультурного наследия предыдущих поколений, — сообщила краевед. — Важно, чтобы наши дети прониклись коллективизмом, который был свойственен нашим предкам. Сейчас же предпочитают больше быть отдельно. У нас в селе организуются большие фольклорные праздники, на которые мы наряжаемся в народные костюмы. Детей на них приводят учителя, а пожилых людей — сотрудники дома культуры. Я не хочу, чтобы люди стеснялись того, что они сельские жители. Мои воспитанники, напротив, гордятся этим.

А молодой учитель Александр Александрович СЕДНИН из Нижнего Новгорода видит в краеведческой работе с детьми и подростками другие задачи.

— Школа, где я веду уроки, находится в Канавинском районе. Она — многонациональная. И я стараюсь учеников как из ближнего зарубежья — Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, так и из других стран — Вьетнама и Кореи интегрировать в нашу систему ценностей. Изучение объектов исторического наследия Канавинского района сопровождается изучением культуры и истории стран, откуда они родом. Мне хочется, чтобы мои ученики с гордостью говорили не только о своей национальности, но и о том, что они ещё и нижегородцы.

В настоящее время Александр Седнин вместе со своими учениками снимает серию фильмов, посвящённых купеческому Канавину. Будет и сюжет про самого яркого его представителя — Якова Башкирова. Купец, строя для себя предприятия, не забывал заниматься благотворительностью. На его средства содержались народные училища и приюты. Возможно, благодаря таким краеведческим проектам ученики Александра Александровича не только узнают что-то новое из истории того места, где они живут, но и поймут, что в жизни не всегда надо фокусироваться на получении прибыли.