Пятница, 22 ноября 2024

Анна Мельникова

Привет, Аня!

Песочная терапия помогает и взрослой аудитории.

Фото: из архива Анны КОКИНОЙ

Педагог из Великого Новгорода использует в обучении детей с аутизмом песочную терапию

У воспитателя детского сада № 9 «Журавлик» Анны КОКИНОЙ — хорошо поставленный голос. Чтобы я понимала, как ей удаётся настраивать своих воспитанников, малышей с аутизмом, на занятия в песочной студии, она затягивает потешку: «Ах ты, совушка-сова, ты большая голова! У-у-у». И словно убаюкивает, успокаивает. Вот и ребёнок слышит слова и начинает выводить пальчиком на световом планшете с песком изображение птицы. Очень часто при использовании в педагогической практике именно фольклорных моментов у неё получается найти подход к детям.

«Я в их мире»

И всё же, по словам Анны, не всем таким детям нравится методика, когда она поёт: некоторые в силу своей особенности вообще не могут переносить звуки. Тогда воспитателя выручают меховые наушники, которые берегут уши её воспитанников.

— Прежде чем сделать в студии какое-то движение, я наблюдаю за ребёнком, его реакцией. Если он вдруг неожиданно закричит, будет действовать на отрицание, я петь, конечно, не буду. Но если вижу, как он заглядывает в рот, смотрит внимательно, концентрируется на мелодии, буду использовать потешки дальше, — говорит Анна Александровна.

Её педагогический стаж — 23 года, из которых последние десять лет она работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Оказывает коррекционную помощь малышам с задержкой психического развития и недоразвитием речи. По образованию Анна Кокина — и учитель начальных классов, и руководитель фольклорного коллектива, и логопед-дефектолог, и сурдопереводчик, и тьютор. Окончила несколько вузов для того, чтобы получить знания, как грамотно строить общение с детьми со сложными проблемами. Кроме того, она уверена, педагог должен постоянно развиваться, повышать квалификацию.

И песочную студию в детском саду организовала не случайно. По её словам, применяя сыпучие материалы, дети начинают раскрываться. Приходят к педагогу на занятия ребятишки со всего города. Песочные техники помогают им учиться правильно произносить звуки, осваивать математику, русский язык. Они дают эмоциональную стабильность. Впрочем, не надо думать, что у воспитателя Кокиной всё легко и просто.

— Много было ситуаций, когда дети разбрасывали песок, кидались им в меня, посыпали себе головы, — не скрывает воспитатель. — Но я такие эпизоды рассматриваю не как отрицание со стороны ребёнка, а как развитие, как возможность коммуницировать с ним. Таким образом он переживает свою эмоциональную историю. Я могу опуститься к ребёнку в песочницу, подурачиться, пошалить с ним, если понимаю, что это необходимо. Самое главное, чтобы у него не возникло страха перед моим кабинетом, чтобы он меня принял. Прогресс — когда дети с аутизмом посмотрят мне в глаза, сфокусируют своё внимание на тех действиях, которые я совершаю. Это означает, что я вошла в их мир и они готовы со мной взаимодействовать.

Нет предела совершенству

Несколько лет назад, когда Анна Александровна трудилась в обычном детском саду, в её группе оказалась удивительная девочка Полина. Она не умела себя обслуживать, совсем не обладала навыками самостоятельности, но знала наизусть множество сказок. И когда их читала, то устраивала целое представление. Малышка излучала такой магнетизм, что все остальные дети хотели находиться с ней рядом. Именно Полина, в которой одарённость уживалась с неспособностью делать элементарные вещи, вызвала у Анны Александровны интерес к вопросам, касающимся РАС — расстройств аутистического спектра. И сейчас педагог не теряет энтузиазм и мотивацию, чтобы открыть в этой теме что-то новое для себя.

Методические материалы Анны Кокиной публикуются в специализированных журналах. Не так давно её программа «Мир математики в волшебном песке» победила во Всероссийском конкурсе дополнительных образовательных программ. Педагог готова делиться своими разработками и опытом с коллегами. Между тем она признаётся, что не хотела бы, чтобы родители воспринимали её только как специалиста. Прежде всего она должна стать другом для их детей. Анна Александровна уверена, что без этого условия контакт с ребёнком установить нельзя.

В 2022 году за свой труд она была отмечена в номинации «Родительская симпатия» конкурса «Ментор», а также в номинации «За раскрытие в каждом ребёнке его талантов и возможностей» премии «Родительское спасибо», учреждённой Всероссийской организацией родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными нарушениями (ВОРДИ).

— Я делаю видеосюжеты своих занятий, а потом отправляю их родителям. Мне важно, чтобы они видели, что происходит между мной и их малышами. Иногда родители удивляются тому, что дети делают у меня, ведь дома такого не бывает. Например, когда дети хохочут. Для закрепления достигнутых положительных умений у ребёнка обещают, что будут применять мои приёмы и в домашней обстановке. Дети с РАС испытывают сложности в вербальном общении. И если ребёнок с аутизмом, который не разговаривает, при встрече говорит мне: «Привет, Аня!», улыбается, обнимает меня, то это результат. И родителей я настраиваю: не стоит желать глобальных изменений, необходимо, чтобы они радовались маленьким успехам своего ребёнка, больше замечали позитивных сторон. Тогда у мамы, которая вместе с ним 24/7, начинают расправляться плечи. Я и она должны быть на одной волне, которую мы и ищем через ребёнка.

Советую не зацикливаться на диагнозе, а ходить со своим ребёнком на разные мероприятия, чтобы он социализировался, и не обращать внимания на интерпретации его поведения со стороны окружающих.

* * *

Кстати, песочная терапия помогает и взрослой аудитории тоже. Учителям и воспитателям она подходит, чтобы бороться с эмоциональным выгоранием. Но сама Анна Кокина предпочитает восстанавливаться через свою вторую профессию — стилиста. Да, именно так. Она получает большое удовольствие, создавая женщинам образы, используя аксессуары и одежду. Уже на совершенно другом конкурсе — «Миссис Великий Новгород–2023» — работала с одной из его участниц. Объясняет, что ресурсы лучше находить в той сфере, которая никак не связана с основной работой.