Воскресенье, 22 декабря 2024

Василий Дубовский

Экспедиция на дно

Доспехи и мечи пока не найдены.

Фото: из личного архива Айвара СТЕПАНОВА

Посмотришь на зимний, но не замёрзший Волхов, и будто не хватает чего-то. А именно — плавучей платформы, погружаясь с которой подводные археологи нашли Великий мост. 

С тех пор Айвар Степанов — тот, кто и создал новгородскую подводную археологию, научный сотрудник Центра подводного археологического наследия Института археологии РАН, научный сотрудник Центра археологических исследований ФГБУК «Новгородский государственный объединённый музей-заповедник» — успел поучаствовать в разных интересных проектах. Не только новгородских.

Впрочем, как посмотреть. Князь Александр Невский — он чей? Стало быть, и экспедиция на Чудское озеро к предполагаемому месту Ледового побоища — мероприятие нам не чужое.

Возможно, в этом году Центр подводных исследований Русского географического общества и Центр подводного археологического наследия Института археологии РАН продолжат исследования, и тогда Айвар Владимирович как руководитель экспедиции снова окажется на чудской волне. Но вопрос пока открытый, а позади уже два сезона. Начало было многообещающим: в первый же день получили реальное цифровое изображение Вороньего камня.

Айвар СТЕПАНОВ «листает» свой комп:

— Вот он. Наш оператор многолучевого эхолота Алексей Анищенко первым заметил: «Это же птица!» Размах расправленных крыльев — около 200 метров.

У птицы есть хвост, но вместо головы — искусственная прорезь, видимо, использовавшаяся для ловли рыбы.

Это песчаник, останец — то, с чем не справилась стихия, не размыла из-за плотной структуры. Минус три метра к нынешнему уровню воды, и вполне можно предположить, что в XIII веке его могли назвать именно за его форму, а не за то, что там любили сидеть вороны.

Вот и она: на видео атакует парящего в голубом небе белого орлана, видимо, опасаясь за своё гнездо. На юге Чудского озера издревле популярны топонимы в её честь: есть два острова, есть деревня…

Генерал Георгий Караев, под чьим началом проводилась экспедиция в 1956–1962 годах, считавшаяся эталонной и вошедшая в учебники, останец обнаружил — водолазы нарисовали. А вороны они не видели. И не могли: не было у них такого оборудования, как теперь.

Эстонский историк Эрнст Паклар под Вороньим камнем полагал Подборовскую банку с гигантским валуном. Валун пострадал, так как по непонятным причинам в 1920-е годы его якобы взорвали для улучшения судоходства.

Вороний камень действительно похож на птицу.

Интересно, изменил ли своё мнение директор музея истории Ледового побоища в деревне Самолва Гдовского района Владимир Потресов, который в 2020 году в одном из своих интервью утверждал: «Многие считают, что Вороний камень — значительных размеров валун, но таких образований здесь нет».

Обнаруженный Караевым на дне «фундамент церкви» и расцененный как своеобразный маяк изменений границ озера, по мнению Степанова и его коллег, имеет не рукотворное, а природное происхождение. В целом не нашла своего подтверждения версия об использовании в древности останца как приграничной крепости.

Самое крупное уточнение (с хронологической точки зрения) было сделано по поводу корневищ, найденных теперь, как и несколько десятилетий назад. Караев предполагал, что эти находки, так сказать, уходят своими корнями в Средневековье. То есть это могли быть сосны, мимо которых проходила дружина Невского.

Айвар Степанов снимает с полочки образец такого донного корня:

— Вы можете представить, что ему шесть с половиной тысяч лет?

Я честно говорю, что не могу. Древесина плотная. И даже чуть-чуть пахнет смолой.

— Брали пробу на радиоуглерод. Исследования проводились на новейшем оборудовании. Шесть проб в США и Санкт-Петербургском ЦКП «Лаборатория радиоуглеродного датирования и электронной микроскопии» Института географии РАН, Центре прикладных изотопных исследований Университета Джорджии (США) и Лаборатории изотопных исследований ФГБОУВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена».

Этому корню сосны – 6,5 тысячи лет. Фото Василия ДУБОВСКОГО

По всей видимости, корень мог законсервироваться под тонкой прослойкой торфа на песчаном дне. Само по себе наличие такого древнего материала в доступном для подводного исследователя месте — никакого толстого слоя ила там нет и в помине — обнадёживает. Можно ведь найти и артефакты, имеющие прямое отношение к Ледовому побоищу. По теории, но на практике пока не удалось.

— Металла много, — продолжает Айвар Владимирович, — но все находки — поздние.

На фото водолаз показывает вилы. Тоже бывали оружием. Но не в этот раз.

Всего проверено полторы сотни аномалий. Есть лодочные якоря, есть целый снегоход с прицепом. Из мелочи — гаечный ключ и отвёртка.

Оптимистично в этом — отсутствие многометровых наносов озёрных осадков. И то, что сам метод поиска даёт результат. При этом на быстроту никто и не рассчитывал. Понятно, что без прямых доказательств — артефактов — самые логичные реконструкции места Ледового побоища будут восприниматься с оговоркой — как предполагаемые.

Исследована сравнительно небольшая часть акватории в проливе Русские Ворота между Подборовским мысом и островом Пийрисар (там уже заграница — Эстония).

Анализ письменных и топографических источников, а также данных, полученных исследованиями комплексной экспедиции ЦПИ РГО и ЦПАН РАН в 2021 году, указывает на то, что, вероятнее всего, именно здесь проходило Ледовое побоище.

При расширении квадрата поиска дополнительную трудность доставят артефакты Великой Отечественной войны.

Так или иначе, экспедиция уже расширила горизонты знания, дав перспективный материал для понимания природных изменений, происходивших на озере.

Прежде чем выйти на место, была проделана огромная работа по анализу топонимики, старинных карт, возможных путей следования противоборствующих сторон.

Всё понятно изложил летописец: «Князь же великий поставил войско на Чудском озере, на Узмени, у Воронья камня и, приготовившись к бою, пошел против них». Жалко, GPS-координат не указал.

Ладно бы только с Чудским озером так было. Новгородская областная федерация подводной деятельности проводила исследования с целью локализовать место Шелонской битвы, решившей судьбу вечевого Новгорода. Ни захоронений, ни артефактов. Будто и не было битвы. Загадка пока. Правда, организованная заместителем председателя НОФПД Алексеем Ивановым экспедиция обнаружила следы Коростынской битвы — наконечники копий, сулицы и стрелы.

В деревне Самолва в 2021 году — в год 800-летия со дня рождения Александра Невского — был открыт мемориальный комплекс. Есть вещи, в которые нужно просто верить. Хотя археологам, конечно же, — большой удачи.