Пятница, 22 ноября 2024

Елена Кузьмина

Звонок недруга

Фото: из архива «НВ»

Как вычислить телефонных мошенников и дать им отпор

Мужчина от 25 до 44 лет со средним образованием — таков портрет среднестатистической жертвы дистанционных мошенников в стране. Его определили в Департаменте информационной безопасности Банка России.

Регулятор работает не только над созданием механизмов противодействия злоумышленникам, но и изучает это опасное, масштабно развернувшееся в стране явление.

Опасный счёт

Пять лет назад ЦБ создал специальное подразделение — Центр взаимодействия и реагирования Департамента информационной безопасности, профиль которого — реагирование на компьютерные инциденты. Его короткое название — ФинЦЕРТ (от CERT — computer emergency response team).

По статистике ФинЦЕРТа, в 2022 году соотечественники потеряли по вине аферистов 14 млрд рублей! Полиция Новгородской области тоже регулярно фиксирует обращения жителей региона, пострадавших от таких преступников. Последний показательный пример — история, произошедшая с пенсионеркой из Великого Новгорода, которая перевела мошенникам около 200 тысяч рублей.

В полиции женщина рассказала, что на её мобильный телефон поступил звонок с незнакомого номера. Звонившая представилась сотрудником полиции Москвы и сообщила, что некий гражданин пытается снять деньги с банковского счёта новгородки.

Мошенница пояснила: чтобы спасти сбережения, нужно перевести деньги на «безопасный» счёт. Новгородка поверила и действовала по её указаниям. Отправилась в отделение банка, где закрыла вклад, получила наличные, а затем, выполняя инструкции злоумышленницы, в салоне одного из мобильных операторов с помощью платёжной системы перевела деньги по реквизитам, которые указали преступники.

Они объяснили женщине, что средства ей вернут, и для этого 3 апреля к ней домой придёт курьер отделения банка, которому она должна будет передать чек о переводе денег. Однако в назначенный день никто не пришёл, а номера телефонов, с которых поступали звонки, оказались недоступны. Тогда-то новгородка и поняла, что стала жертвой мошенников, и обратилась в полицию.

На сайте Банка России открыт специальный раздел, посвящённый противодействию различным мошенническим схемам. Эта информация поможет распознать киберпреступников.

Где деньги лежат

Впрочем, как говорится, далеко ходить не надо. Автор этих строк тоже не так давно получила на рабочий телефон звонок от якобы сотрудника Главного управления МВД. Он сообщил, что мои персональные данные скомпрометированы, я могу потерять свои деньги, а потому нужно помочь стражам порядка в проведении операции по поимке мошенников.

Мой собеседник представился, говорил уверенно, быстро, напористо. Когда я отказалась «помочь», пригрозил, что пришлёт повестку и вызовет в полицию. Что сказать… Пока повестка не пришла. Жду.

Это одна из классических уловок злоумышленников — звонок от липового сотрудника полиции или банка, задача которого — под любым предлогом выведать данные карты потенциальной жертвы или заставить его ввести нужные данные в банковском мобильном приложении, чтобы получить доступ к сбережениям.

Одна из популярных легенд мошенников: средства пытается кто-то похитить прямо сейчас, и их нужно перевести на «безопасный» счёт, например, в Банке России. На деле он не работает с физическими лицами, открыть лицевой счёт в нём нельзя.

Ещё одна излюбленная преступниками схема — сказка про лотерею, розыгрыш подарков, счастливым обладателем которых стал абонент. Но есть одно условие — чтобы получить выигрыш, потребуется заплатить солидную комиссию или ввести данные своей карты для перечисления средств. В этом случае «победитель» обычно остаётся и без обещанного миллиона, и без накоплений.

На том конце провода

По данным Банка России, в 85–90% случаев дистанционных мошенничеств используется именно «телефонный путь» к владельцам сбережений. Мошенники не только набирают мобильные и городские номера, но и делают звонки через интернет-мессенджеры.

Во всех остальных случаях преступники для незаконных схем пользуются интернет-сайтами. Речь о фишинговых интернет-страницах — фальшивых сайтах, которые являются двойниками оригинальных интернет-порталов. Например, по продаже авиабилетов.

Не распознавший подделку пользователь вводит персональные данные, информацию с банковской карты, и деньги попадают в руки мошенников.

Один из признаков мошеннического сайта — наличие http в доменном имени сайта. В поисковой строке должно значиться https. Буква s означает защищённое интернет-соединение.

ФинЦЕРТ работает с российскими сотовыми операторами, направляя им данные мобильных телефонов, с которых звонили мошенники. Так, в 2022 году это подразделение ЦБ направило компаниям связи более 750 тысяч таких номеров, чтобы они их заблокировали. Впечатляющие цифры! Именно поэтому важно сообщать о звонках мошенников в полицию, даже если аферисту не удалось обмануть абонента.

Кроме того, Банк России получил полномочия для внесудебной блокировки мошеннических интернет-ресурсов, благодаря чему эта процедура сократилась с нескольких недель до двух-трёх дней. Специалисты ФинЦЕРТа выявляют интернет-страницы с информацией, которая вводит пользователей в заблуждение, направляют её данные в Генеральную прокуратуру, где готовят соответствующее требование в Роскомнадзор, а тот принимает решение о блокировке. В 2022 году в стране таким образом было заблокировано более 10 000 сайтов, а также более 2000 страниц в социальных сетях.

Впрочем, лучшими способами борьбы с мошенниками по-прежнему остаются осторожность и здравомыслие. В разговоре с незнакомцами самый разумный выбор — прекратить общение и положить трубку. Чтобы все сомнения по поводу сохранности средств отпали, можно позвонить в свой банк: телефон горячей линии есть на обратной стороне карты.

Инфографика Ирины ДЕНИСЕНКО

Теги: мошенники, безопасность, общество, банки