Пятница, 22 ноября 2024

Людмила Данилкина

В одной «банде» с детьми

Ирина Данилова на встрече с новгородцами на Ильиной улице.

Фото: из архива Ирины ДАНИЛОВОЙ

Про писательницу Ирину ДАНИЛОВУ, её динозавров, Самолётова, творческую удачу, нейросеть и не только…

В минувшие выходные в областном центре в рамках губернаторского проекта «Новгородское лето» состоялась встреча с детским писателем из Петербурга. Ирина Данилова из тех людей, кто сразу располагает к себе — и больших, и маленьких. Рассказывая о книгах, она перевоплощается в своих героев, передавая любовь к ним всем окружающим.

— Чего не отнять, того не отнять. Я всегда в «детской банде»! — начинает разговор Ирина. — Быстро нахожу общий язык с ребятнёй. На творческих встречах обычно настолько сама погружаюсь в придуманные истории и тяну в них мальчишек и девчонок, что на вопросы из зала времени, как правило, уже не остаётся. Пытаюсь с этим бороться, но пока не очень успешно.

В Великом Новгороде писательница презентовала свою новую, только что изданную сказку «Честный Брумбер».

Вы — автор восьми изданных книг, победитель различных авторитетных конкурсов. Но ещё четыре года назад писательницы Ирины Борисовны Даниловой не существовало…

— Вы правы, ещё совсем недавно, когда писала о себе информацию для редакций детских журналов, кроме того, что родилась и училась в Ленинграде, не знала, что ещё указать.

В школьные годы я была достаточно ленивой ученицей — по ряду дисциплин имела серьёзные проблемы. Но только не по литературе. Спасибо педагогу — она заметила мои способности. И если весь класс писал обычные, по программным произведениям сочинения, то мне филолог давала задание придумать стихотворение или рассказ. Тексты эти она потом на различные конкурсы отправляла, я получала дипломы и грамоты.

Моему наставнику благодарна ещё и за то, что она вот этой самой мотивацией заставила меня к старшим классам понять, что нужно хорошо учиться не только по литературе, но и по остальным предметам тоже — школа у нас была сильная, детей педагоги всячески развивали, но и требования к успеваемости предъявлялись высокие, и я, чтобы не вылететь из образовательного учреждения, взялась за ум.

Что же касается сочинительства, то произошла такая история: мне было 14 лет, очередной мой рассказ отослали на престижный конкурс. Поступила информация, что я победила, в школе все поздравляли. Мама, а она меня обычно ни за что не ругала особо, но и не хвалила, тоже была рада — подругам звонила и рассказывала о моём успехе, но потом оказалось, что в списках призёров меня нет. На самом деле я там была, но из-за технической ошибки имя моё исчезло. Узнала я об этом много лет спустя, а тогда это было стрессом, и я прекратила писать — на 20 лет.

Но с художественными текстами рассталась не совсем — получила диплом филолога и педагога, в одной из школ Санкт-Петербурга веду авторский курс по современной детской литературе.

И что же произошло через 20 лет?

— Сложилось сразу несколько факторов. Во-первых, старшая дочь поздно, в пять лет, пошла в детский сад, и там воспитатель спросила, кто у неё мама, а моя девочка ответила, что никто. Я тогда действительно не работала — находилась в отпуске по уходу за вторым ребёнком, и мне было абсолютно комфортно в роли жены и мамы. Дочурка на мой вопрос про то, кем бы она хотела меня видеть, сказала, что сказочницей.

Во-вторых, мы все — книголюбы, книги у нас буквально везде, девчатам я тоже, естественно, читала и читаю — отсюда, наверное, и желание дочери, чтобы мама была писательницей. И несколько лет назад я вдруг осознала, что у нас очень много качественной во всех отношениях детской литературы российских авторов. Читала с удовольствием и сама у себя спрашивала: «Отчего у них так хорошо получается?» Захотелось попробовать самой.

Неужели первый блин, то есть текст, вышел не комом? 

— Как водится, комом. Однако неудача не отпугнула, а, наоборот, подстегнула. И я года на полтора с головой ушла в учёбу — курсы, семинары, профессиональная литература — по теме работы с текстом. И писала, писала… В 2020 году сочинила маленькую сказку, которая уже была похожа на что-то более-менее стоящее. Отважилась отправить в два детских издания. И журнал «Простокваша» взял её для публикации на своём сайте.

Когда стала печататься, решила, что пора формировать творческую биографию — начала подавать подборки своих сказок и рассказов на конкурсы детской литературы. Сейчас в копилке Аксаковская премия, Корнейчуковская, премия имени Джозефа Редьярда Киплинга, победа в конкурсах «Новые имена», «Хрустальный родник», «Русский Гофман»…

Откуда берёте идеи для сюжетов?

— Многие авторы говорят, что им достаточно стать свидетелем интересного случая, они от него отталкиваются и начинают сочинять. У меня в жизни масса любопытнейших историй, связанных с ребятишками, но произведениями они не становятся. Побуждает писать только то, что меня трогает, например мои личные переживания, впечатления. Очень важно найти героя, которого сразу полюбишь, и его антагониста, но и к нему тоже нужно испытывать симпатию, иначе текст просто не сложится. Сюжет же не должен быть однолинейным — всегда придумываю перевёртыш, руководствуясь литературным законом: всё не то, чем кажется на первый взгляд.

Так, мой Никита Самолётов — толковый, добрый мальчик и при этом двоечник, но неуды он получает не потому, что не хочет учиться, а потому что ему вечно некогда, он постоянно куда-то торопится по своим делам, что-то забывает, попадает во всякие смешные ситуации. Мораль юмористической повести: и из лоботрясов получаются хорошие люди.

Другой пример. Издательство «Астрель-СПБ» объявило конкурс сказок о динозаврах. Но про этих рептилий я ничего не знала, и к тому же мне хотелось писать про детскую игру, а не про давно вымерших животных. Я долго не знала, как подступиться к теме. Начала смотреть на канале «Дискавери» фильмы про жизнь в триасовом периоде. В одной из серий прозвучало, что грозного вида тирексы не рычали, как принято считать, а мычали почти как коровы. Я тут же вспомнила, что у старшей дочери был на даче маленький приятель, который обожал конфеты «Коровка». Дальше начала работать фантазия, и получился небольшой рассказ про мальчика Артёма, который развлекался с игрушечными динозаврами и любил лакомиться «Коровкой».

Программа Ирины Даниловой по современной детской литературе составлена по жанрам, включая анимацию и комиксы. Автор курса знакомит школьников с произведениями лучших российских авторов.

Судя по оценкам экспертов книжного рынка, в последние годы в России бум детской литературы. Растёт спрос на произведения для юных читателей и, следовательно, предложение. Издательства могут пользоваться ситуацией и предлагать покупателям плохие тексты…

— Скажу так: сейчас на отечественных прилавках большой объём прекрасных детских книг и незначительное количество — некачественных. Могу назвать издательства, которые никогда не позволяют себе выпускать второсортный товар: «Волчок», «Самокат», «КомпасГид», «Антология», «Феникс» и другие.

Но по-прежнему остаётся актуальной тема: как родителям не утонуть в море книг, как найти стоящую литературу? Ко мне с таким вопросом часто обращаются мамы и папы, которые не единожды обманулись в ожиданиях — анонс издания многообещающий, а тексты по факту не выдерживают никакой критики. Рекомендую обращать внимание на произведения, ставшие победителями национальных конкурсов. Кроме того, организаторы некоторых всероссийских конкурсов, например «Книгуру», в открытом доступе у себя на сайте размещают рукописи, присылаемые авторами. Многие из этих текстов уже изданы, тираж есть в продаже. Родители, прежде чем покупать, могут бесплатно ознакомиться с книгами и решить, стоит или нет предлагать их к прочтению своим детям.

Ирина, когда вы учились в аспирантуре, то занимались математической лингвистикой — стояли у истоков чат-ботов, нейросети. На ваш взгляд, насколько талантлив искусственный интеллект?

— Я прочитала «Автобиографию нейросети», написанную искусственным интеллектом. На мой взгляд, работа далека от совершенства. А недавно сама экспериментировала с нейросетью: изложила ей концепцию своей повести и попросила написать сценарий сериала. Признаюсь: она неплохо справилась с задачей создания текста по чётким схемам и заданным алгоритмам. Может она предложить и варианты развития событий в произведении. Так, скажем, на вопрос, что могло задержать героя в пути, она ответила, что поскольку действие разворачивается зимой, то снежная метель.

Да, нейросеть самообучаема. Но только в рамках того массива информации, который в неё заложили люди. Чего машина точно никогда не сможет сделать, так это придумать метафору — метафорическое мышление свойственно не искусственному, а творческому интеллекту, то есть человеку. И с этой точки зрения литераторам беспокоиться не о чем, главное, писать хорошие тексты.

Повесть «Платформа 0» Ирины Даниловой вошла в каталог «100 лучших новых книг для детей и подростков-2023», рекомендуемых к прочтению Московской Центральной городской детской библиотекой имени А.П. Гайдара.

Теги: Ирина Данилова, писатель, общество, дети, Новгородское лето