Понедельник, 23 декабря 2024

Елена Кузьмина

Лицо и голос

Биометрия помогает упростить получение и банковских, и государственных услуг.

Фото: Валентины СПИРИДОНОВОЙ

Во второй половине 2023 года банки обязаны передать биометрические данные клиентов в единую систему

Если на мобильный телефон пришло сообщение от банка о том, что финансовое учреждение собирается передать ваши биометрические данные в единую биометрическую систему, пугаться не нужно. Но разобраться в том, что такое биометрические данные, куда их передадут, конечно же, следует обязательно.

Направляя подобные уведомления клиентам, банки действуют в рамках принятого в России в декабре 2022 года Федерального закона № 572, согласно которому биометрические персональные данные клиентов — изображение лица и запись голоса — теперь будут храниться в государственной единой биометрической системе (ЕБС). Финансовые учреждения обязаны сдать их в ЕБС во второй половине 2023 года.

Вспомните, фотографировали ли вас в банке, когда вы обращались туда за получением услуг? Или, возможно, просили произнести под аудиозапись цифры от 1 до 10 и в обратном порядке? Именно тогда сотрудник финансового учреждения с согласия клиента и получил его биометрические данные. Для чего они нужны?

Такая информация позволяет лучше защитить накопления клиента — даже если у мошенников окажутся его документы и личные данные, они не смогут получить доступ к счёту.

Биометрия помогает упростить получение услуг. Например, с помощью фото можно оплачивать покупки — для этого нужно посмотреть в камеру платёжного терминала, если он, конечно, оборудован ею. При звонке в контактный центр оператор с помощью специального оборудования определит имя по голосу — не придётся представляться.

Автору этих строк тоже пришло соответствующее сообщение. Пока только от Сбербанка, который 22 июня начал кампанию по уведомлению клиентов о передаче их биометрических данных в ЕБС. Клиентам направляют СМС- или push-уведомления с информированием о передаче данных в ЕБС. Если человек не против, то через 30 дней данные по защищённому каналу перенесут в единую систему в автоматическом режиме.

Если клиент не одобрит передачу биометрических персональных данных, их удалят из системы банка и не передадут в общую систему. В случае несогласия клиентам будут доступны другие способы аутентификации. Тех, кто не возражает передать данные в ЕБС, Сбер продолжит обслуживать по биометрии без изменений.

Отозвать согласие на обработку биометрических данных в Сбербанке можно двумя способами:

— через мобильное приложение — в разделе «Профиль» («Распознавание по лицу и голосу»);

— в офисе банка с паспортом.

— В будущем Сбер перейдёт на сбор биометрических образцов только в ЕБС и обработку в собственной системе векторов — цифровых слепков личности, полученных односторонним математическим преобразованием из фотографий, — рассказали в финансовом учреждении.

Для защиты собственной биометрической системы банк дополнительно встраивает сертифицированные средства криптографической защиты нового поколения.

Добавим, что соотечественники могут пользоваться единой биометрической системой исключительно добровольно. Как и в случае с банком, это упростит доступ к государственным, муниципальным и коммерческим цифровым сервисам.

При желании удалить биометрические данные можно и в ЕБС — в личном кабинете на портале госуслуг или через Центр биометрических технологий. Для этого потребуется направить письменное обращение по адресу оператора системы в Москве.

Теги: банки, биометрические данные