Вторник, 31 декабря 2024

Мария Клапатнюк

У меня была такая!

У самой маленькой куклы — впрочем, как и у самой большой — есть своя история.

Фото: Марии КЛАПАТНЮК

В новгородском Музее игрушки яркие впечатления получают и дети, и их родители

Как понять, что человек вырос? Да очень просто: о собственном детстве взрослые люди вспоминают не иначе как с теплотой и нежностью. О детстве и одной из главных его примет — игрушках.

Не мудрено, что уже в день открытия Музея игрушки на Ярославовом дворище минувшим летом его сотрудники поняли: эмоций у гостей будет много. И не ошиблись.

О том, каким оказался первый год работы, коллектив самого уютного музея Великого Новгорода рассказывает с нежностью, энтузиазмом и вдохновением.

Город детства

Во-первых, встречая своих гостей, музейщики часто отвечают на краеугольный вопрос, особенно популярный среди детей: «Зачем игрушкам находиться в музее?»

Мальчишкам всех возрастов тоже есть на что полюбоваться в Фондохранилище.              Фото Марии КЛАПАТНЮК

— В детском сознании это же такая обыденная вещь. И если в игрушки нужно играть, то почему же они просто стоят на полках? — улыбается Елена РОДИОНОВА, куратор Музея игрушки, старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника. — Тогда мы, например, показываем игрушки древних новгородцев, спрашиваем, как играть в них. Как правило, не получаем ответа, поясняем. А потом напоминаем, что игрушки изменялись, не всегда продавались в магазине, их приходилось делать и самим. И что игрушки воспитывали, сохраняли культуру и накопленный жизненный опыт. Наконец, игрушки возвращают нас в детство.

Поспорить с этим трудно. Недаром взрослые люди: мамы-папы, бабушки и дедушки, окунувшись в атмосферу Музея игрушки, очень быстро превращаются в наивных ребят с широко распахнутыми глазами, забывают о своем статусе и в упоении приникают к витрине: «У меня была такая игрушка!»

— При мысли о детстве у всех нас перехватывает дыхание. А потому за короткий срок работы у музея появились свои постоянные посетители. К нам приходят за теплом, за яркими воспоминаниями и получают то, в чём нуждаются, — рассказывает Елена Борисовна.

За год Музей игрушки посетили 14 тысяч человек. Гостей привлекают интерактивные зоны, возможность поучаствовать в мастер-классах, специальные программы для ребят с особенностями здоровья, выездные встречи. А третья по счёту книга отзывов хранит слова искреннего восторга посетителей с Дальнего Востока, Зауралья, из Центрального региона России и, конечно, с Северо-Запада.

Не так давно у музея появилось своё сообщество в соцсетях, в котором сотрудники могут уделить внимание отдельным экспонатам, рассказать их трогательные, подчас уникальные истории, ответить на многочисленные вопросы заинтересованных гостей или профессиональных коллекционеров.

— Игрушки обладают уникальным свойством. Они способны оживить любую выставку. Казалось бы, в витрине документы, фотографии, но посади рядом куклу, и она сразу обратит на себя внимание. Кураторы выставок Новгородского музея-заповедника очень быстро поняли, что в нашем фонде можно выбрать подходящие предметы почти для любого проекта, поэтому игрушки активно гастролируют, подолгу не бывают «дома», — поясняет Елена Родионова.

Кукла на работе

Экспозиция музея работает как часы, а вот попасть в Фонды открытого хранения Музея игрушек сложнее, но возможно — было бы желание! На втором этаже Церкви жён-мироносиц особо внимательные и заинтересованные гости, заранее договорившиеся о визите, могут пообщаться с реставратором, хранителем фонда, увидеть, как отдыхают и лечатся игрушки, не занятые в экспозиции.

— Посещение открытого фондохранилища даёт гостям понимание, что музей — это куда больше, чем экскурсии и выставки. Здесь собирается и хранится история. При этом экспонаты в фондах находятся в максимально комфортных условиях: освещённость, температура, влажность, количество посетителей — всё имеет значение, — уверяет Светлана НИКОЛАЕВА, хранитель фонда игрушки. — Образно говоря, на выставке игрушки работают, а здесь они отдыхают в идеальных для себя условиях.

Несмотря на то, что экспозиции Музея игрушки всего лишь год, герои «Города игрушек» регулярно осматриваются. Это нужно для того, чтобы понять, не устал ли кто-то, не требуется ли починка или смена положения. Пока претендентов на замену нет, но состояние игрушек должно постоянно находиться на контроле.

Игрушки из семьи художника-акварелиста Пустовойтова в музей принесла дочь Семёна Ивановича. Девочка Яса и мальчик Ваня помнят тепло рук своей создательницы, Галины Пустовойтовой. Фото Марии КЛАПАТНЮК
 

Тем более что и выбрать есть из чего: на полках и в ящиках фондохранилища, собирающего игрушки с 2016 года, в идеальном порядке лежат сотни кукол, игрушечная мебель, железные дороги, машинки, ёлочные игрушки, качалки, свистульки. И у каждого предмета есть свой паспорт: имя и прописка. При необходимости хранителю не составит труда найти его на стеллажах.

Хотите увидеть самую высокую куклу в коллекции? Пожалуйста, перед вами 86-сантиметровая Невеста с косичками. А вот на ладони хранителя самая маленькая куколка: всего каких-нибудь пара сантиметров, но со своим именем, характером и набором одежды.

Вот на одном из стеллажей стоит внешняя стена крупного кукольного домика: сам он красуется на временной выставке «Рахманинов. Колыбель гения». На другой выставке, уже в Детском музейном центре, уникальная кукла Клеопатра Льва Сморгона. Но прежде чем оказаться в выставочной витрине или занять своё место в фондохранилище, игрушки проходят через умелые, заботливые, чуткие руки художника-реставратора комбинированных материалов Марии ФЕДОТОВОЙ.

Врач для Клеопатры

— Абсолютное большинство экспонатов нуждаются в реставрации. Поскольку это игрушки, надеяться на то, что они будут в отличном состоянии, не приходится, — рассказывает Мария Федотова. — На лечении у нас сейчас находится кукла, которой 70 лет. У неё утрачена одежда, повреждены кисти рук, волосы не в самом хорошем состоянии, нет ресничек, но при этом она сохранила голос и её вполне можно привести в нормальный вид. А вот куколке Клеопатре Сморгона, попавшей к нам в одних трусах в горошек, нужно было полностью воссоздать образ. Сделать это, к счастью, получилось благодаря источникам в Сети. Ещё одна игрушка Сморгона — Пьеро. У него на лице была большая трещина, которую мне удалось заклеить. Этой игрушке 72 года, и я надеюсь, что она проживет ещё долго. Ведь это очень редкая работа мастера. Вероятно, мы владеем уникальным экспонатом: второй такой игрушки не нашлось ни на просторах Интернета, ни в других музеях.

На радость гостям Мария Федотова показывает ещё один полностью отреставрированный экспонат: игрушечную коляску с пупсами-близнецами из 60-х годов XX века. Когда коляска едет, то малыши шевелят ручками и ножками и забавно пищат.

Но дать покатать коляску всем гостям, естественно, невозможно. Чтобы игрушки можно было показать в работе, в музее думают над вводом QR-кодов. Наведя смартфон на код, особенно интересующиеся посетители смогут увидеть, какова игрушка в движении: ожить могут и железная дорога, и домик, оборудованный подсветкой, и другие механические экспонаты.

А ещё Музей игрушки мечтает, что в скором будущем у него появится свой символ — эмблема, с которой будет ассоциироваться уютная, трогательная коллекция. Идею эту музейщикам подбросили посетители, серьёзно увлечённые тематическими музеями игрушек. Кто или что именно станет символом, сотрудники пока не говорят, но уверяют, что без участия в выборе гостей наверняка не обойдётся.