Пятница, 22 ноября 2024

Людмила Данилкина

Здравствуйте, дорогая редакция…

В Великом Новгороде участники мастерских попробовали поставить себя на место литературных героев. При помощи и участии актёров областного театра драмы они сыграли отрывок из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, завязку трагедии Шекспира «Король Лир» и третье действие «Бесприданницы» Островского.

Фото: из архива АСПИР

Так ли уж безнадёжно будущее толстых литературных журналов?

В Великом Новгороде прошли мастерские Ассоциации союзов писателей и издателей России, в которых приняли участие более 40 авторов со всего Северо-Запада. На протяжении четырёх дней они подробно разбирали с мастерами свои рукописи, сообща работали на семинарах и секциях, участвовали в литературной викторине, театральной читке. 

А ещё в рамках мастерских состоялось обсуждение на тему «Толстые литературные журналы: хранители или новаторы?». «НВ» посетили это мероприятие, выслушали все мнения и доводы.

Законодатели мод?

Специалисты всю вторую половину XX века называют эпохой «толстяков», но пика популярности в нашей стране литературные журналы достигли в 1980-х. Тогда в библиотеках люди записывались в очередь, чтобы прочитать свежий номер «Роман-газеты», «Нового мира», «Современника», «Октября», «Иностранной литературы», «Звезды», «Юности», «Авроры»… В них печатались самые неожиданные и неоднозначные произведения прозаиков, поэтов, критиков. «Толстяки» в то время были законодателями моды на качественную литературу.

Елена ПОГОРЕЛАЯ, участница мастерской, редактор отдела современной литературы журнала «Вопросы литературы», в ходе обсуждения заметила, что в советские годы авторам приходилось довольно долго ждать издания тиражей своих книг, поэтому они шли в журналы. И именно «толстяки» давали текстам дорогу в жизнь, способствовали их славе и популярности:

— К тому же ценность публикации в журнале состояла ещё и в том, что в каждом номере было представлено много авторов в разных жанрах. А ещё можно было получить обратную связь от критиков, которые свои работы тоже там же печатали.

Погорелая уточнила, что тогда в принципе не важно было, где вышла книга. Значение имело, в каком периодическом издании дана рецензия.

— Но время журналов, создающих полемику, ушло. Мы больше не законодатели литературной моды. Сегодня тексты возможно опубликовать где угодно — с этим проблем нет, «толстяки» же сейчас, как мне кажется, — это круг единомышленников, — поделилась мыслями представитель журнала «Вопросы литературы». 

Продолжая эту тему, Светлана ВАСИЛЕНКО, первый секретарь правления Союза российских писателей, сказала, что сейчас молодёжь — не только читающая, но даже и пишущая — не видит большой ценности в литературных журналах, а многие вообще не знают об их существовании.

Однако, по мнению редакторов «толстяков», сегодня им присылают свои работы те авторы, которые понимают, что в журналах есть редколлегия и отбор произведений проводят опытные специалисты, отвечающие за качество материала, они точно не пропустят на свои страницы графоманов. И серьёзные литераторы воспринимают журналы как ступеньку наверх в профессии. 

Участники мастерских в том числе изучали стратегии продвижения книг, записывали интересные, остроумные подкасты, вникали в тонкости литературного блогинга.

Журнал умер, да здравствует журнал! 

Правда, местами выступавшие сами себе противоречили. По их словам, с одной стороны, выросли уже поколения, не знающие о «толстяках», с другой — все отметили, что недостатка в рукописях нет. Да, многое из этого самотёка не выдерживает никакой критики, однако достаточно и приличных по качеству текстов. Так, Александр ПЕРЕВЕРЗИН, главный редактор поэтического «Пироскафа», констатировал, что полностью сформированы уже планы трёх номеров: 

— Мы много лет издавали сериями сборники поэзии. Но спрос именно на книги стал снижаться. И тогда мы решили запустить «Пироскаф». Да, номера выходят нечасто, но поэтических произведений от потенциальных авторов мы получаем очень много. Значительно хуже ситуация с критикой, литературоведением, переводами.

Его поддержала Галина КЛИМОВА, заведующая отделом поэзии «Дружбы народов». Она к вышесказанному добавила, что в последние годы в разножанровом издании неплохо обстоит дело с рассказами и повестями, а вот романов нет.

То есть выходит, что не так уж всё плохо в мире «толстяков». Переверзин поделился наблюдением за сайтом «Журнальный зал», на котором представлены электронные версии номеров большинства печатных литературно-художественных и гуманитарных журналов страны.

— Хорошо или не очень нам сейчас живётся? Это смотря с чем сравнивать. Если с 80–90-ми годами, то плохо — тогда выпуски по подписке огромными тиражами расходились, были нарасхват в библиотеках. В настоящее время тиражи — скромные, реализация идёт в основном в розницу, но при этом интерес пишущих людей есть. Журналы сейчас — это вариант интеллектуального чтения. Много лет уже слышу разговоры о том, что «толстяки» себя изжили и нужен иной формат. Но если что-то новое и появляется, то опять в журнальном виде, — подытожил главный редактор «Пироскафа».

* * *

В Великом Новгороде Ассоциация союзов писателей и издателей России провела творческие мастерские впервые. Надеемся, что продолжение будет. В этой сессии достойно представили наш регион Елизавета Гремячевская и Григорий Князев, члены литобъединения «Стилос».

На торжественной церемонии закрытия ребята были названы в числе десяти авторов, которые получили право в ноябре принять участие в крупнейшем международном литературном форуме «Липки-2023».

НАША СПРАВКА

Ассоциация союзов писателей и издателей России (АСПИР) — объединение Союза писателей России, Союза российских писателей, Союза писателей Москвы, Союза писателей Санкт-Петербурга и Российского книжного союза. Создана в 2020 году. Задача организации — поддержка современной литературы и российских авторов.