Пятница, 22 ноября 2024

Анна Мельникова

Понять и помочь

Для встреч психолога с участниками СВО в фонде организована домашняя обстановка.

Фото: предоставлено филиалом фонда «Защитники Отечества»

Психологи новгородского филиала фонда «Защитники Отечества» готовы работать с участниками спецоперации в режиме нон-стоп

За семь месяцев специалисты регионального филиала фонда «Защитники Отечества» оказали более 400 психологических консультаций участникам специальной военной операции (СВО), членам их семей, а также матерям и вдовам погибших бойцов.

Практически всем демобилизованным, возвращающимся из зоны боевых действий, нужна психологическая помощь. Как она организована в области, «НВ» рассказала заместитель руководителя новгородского филиала Фонда по медицинскому сопровождению Анастасия АНДРИЕВСКАЯ.

Анастасия Николаевна, для любого человека военные действия — это психотравмирующая ситуация. В чём заключается основная задача психологов, работающих с ветеранами СВО?

— Посттравматический стрессовый синдром (ПТСС) не проходит бесследно. Ему подвержены все, кто оказался в зоне боевых действий. Но его проявления у всех разные, а специалисту необходимо понять, чем он вызван у конкретного человека, и предотвратить у него развитие психологической дезадаптации. Основная задача психолога — улучшить качество жизни человека, чтобы он уверенно чувствовал себя в мирных реалиях.

Так сложилось, что пока в нашей стране мужчины гораздо реже обращаются к психологам, чем женщины. Активно ли пользуются демобилизованные помощью психологов?

— Действительно, есть проблемы во взаимопонимании между теми, кто имел непосредственное отношение к СВО, и теми, кто там не был, но хочет помогать. Участники СВО отмечают, что «гражданские» специалисты их не совсем понимают, а военных психологов крайне мало. Наши медицинские психологи обучены оказывать помощь. Все необходимые компетенции, навыки есть, но нам надо научиться быть на одной волне с ветеранами. Надо налаживать доверительный контакт, понять, как услышать друг друга, не испугаться, не травмироваться самому и эффективно оказывать психологическую поддержку тем, кто в этом нуждается. Первый момент разговора, некая точка входа в контакт — это самое затруднительное, самое сложное. Психологи фонда оказывают помощь бесплатно и в течение всего рабочего дня. Наши специалисты нацелены на то, чтобы охватить ею сто процентов демобилизованных. В фонде, куда они приходят, чтобы решить вопросы, связанные с социальной поддержкой, выплатами, лечением и так далее, им предлагается пройти психологическое исследование — скрининг. Мы предлагаем ответить на вопросы анкеты. Бывает, что посетители отказываются от этого. Социальные координаторы, занимающиеся комплексным персональным сопровождением ветеранов СВО, объясняют им, что психолог — это не психиатр и что не стоит его опасаться. Он не влияет на получение водительского удостоверения, на приобретение гражданином охотничьего оружия, не ставит на учёт и не отправляет в другие учреждения полученную от посетителя информацию, она остаётся конфиденциальной.

Какую опасность таит ПТСС? 

— Посттравматическое стрессовое расстройство — психическое состояние, возникающее в результате событий, оказывающих сверхмощное воздействие на человека. Когда мы работаем с комбатантами, то говорим не только о ПТСР, а и о боевой психической травме в целом, которая проявляется спектром различных изменений личностного, поведенческого, эмоционального характера. Она может заявить о себе повышенной тревожностью, настороженностью, агрессивностью, нарушением сна, непроизвольно повторяющимися воспоминаниями. Специалисты фонда работают и с семьями и должны социализировать их, то есть вернуть к тому образу жизни, который существовал до ухода человека на службу. У нас есть целый комплекс психообразовательных мероприятий для семьи, чтобы она не ушла в кризис.

Как формировалась команда психологов фонда?

— Система психологической помощи в России в принципе действует, однако имеющихся ресурсов для работы в новых условиях было недостаточно. Произошла мобилизация психологической службы по всей стране. Благодаря проделанной работе правительства Новгородской области и регионального министерства здравоохранения в филиал фонда были направлены подготовленные клинические психологи из лечебных учреждений города, которые прошли курс подготовки по работе с военной травмой. Обучались у специалистов национальных медицинских исследовательских центров психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского и имени В.М. Бехтерева. Наша команда в основном состоит из молодых женщин. И в силу молодости, заинтересованности, терпения и готовности помогать в итоге собрался неравнодушный коллектив. В каких-то моментах наших специалистов консультировали психологи МЧС. Порой советовались с самими участниками СВО, как грамотно организовать психологическую работу. К слову, никто из них не сказал, что она окажется невостребованной, напротив, говорили, что такая помощь будет необходима демобилизованным. Надо учитывать, что наши специалисты также имеют дело со спецконтингентом. Здесь выручают сотрудники УФСИН, которые знают, как работать с ним.

Какие проблемы помогают решать психологи? 

— Это коррекция эмоционального состояния, снятие остроты и интенсивности травматических переживаний, формирование новых, жизнеутверждающих смыслов. Среди наших подопечных есть граждане, получившие тяжелые ранения с последующей инвалидизацией. Как правило, они молоды. И им надо помочь осмыслить, как жить дальше. У нас уже есть положительные примеры того, когда человек, преодолевший трагедию, связанную с ампутацией, стал активно заниматься спортом, даже сплавлялся на байдарках и вернулся обратно на службу.

Как всё-таки замотивировать человека, чтобы он не отказывался от психологической помощи?

— Необходимо информирование о том, чем может помочь психолог. Мощный информационный ресурс, поддержка и помощь со стороны родственников участников специальной военной операции позволят снять проблемы неизвестности. Наши социальные координаторы в беседах с участниками СВО мотивируют, уговаривают, приглашают их на встречи к психологам, где можно выговориться, рассказать о своих переживаниях. Недавно на базе фонда запустили психообразовательные семинары для небольших групп, где рассматриваются темы психического здоровья.

А если ветераны живут не в Новгороде, как охватываете их психологической помощью?

— На базе центральных районных больниц открыты кабинеты, в которых оказывается психолого-психотерапевтическая помощь ветеранам боевых действий, членам их семей и членам семей погибших. При необходимости у фонда совместно с региональным минздравом есть возможность отправлять десант специалистов в районы. При необходимости практикуем онлайн-консультирование, при котором гражданин, обратившийся к нам за помощью, имеет возможность получить её, не выходя из дома.

Теги: СВО, психологи, помощь, фонд, защитники отечества