Понедельник, 25 ноября 2024

Анна Мельникова

Кружево из белого золота

Римма Синицкая – художник, предприниматель, фарфорист.

Фото: из архива Риммы Синицкой

Художник Римма Синицкая из Чудова сохраняет традиции новгородского фарфорового производства 

Художественная лаборатория мастера фарфорового производства Риммы СИНИЦКОЙ находится на первом этаже обычной пятиэтажки в Чудове. Помещение не такое уж большое, но в нём разместились музей, комната для приёма туристов, где выставлена фарфоровая продукция, и святая святых — производственный цех.

В нём творческие идеи Риммы Сергеевны обретают форму в белом золоте — так в старину называли фарфор. Правда, вдохновению всегда сопутствует рутинная, грязная работа. Приходится и растворы замешивать, и от гипсовой пыли спасаться. Случаются у художника в работе с материалом и порезы на пальцах.

«Истоки русского мира»

Римму Синицкую в Новгородской области и далеко за её пределами знают как мастера, который не только сохраняет наследие уникального фарфорового производства, но и создаёт на его основе собственные творения. Перед Новым годом у неё, как всегда, много заказов. На рабочем столе дожидаются росписи белоснежные самоварчики, конфетки, яблоки.

— Фарфоровое производство, где используется шликер, — трудоёмкое, с множеством отдельных технологических операций. И в отличие от глиняного ремесла, где каждое изделие лепится вручную, в нём применяется промышленный подход. Фарфоровые модели тиражируются, поэтому себестоимость изделий из фарфора меньше, чем из глины, — вводит в курс дела и в свою мастерскую художник. — Давно известны процессы фарфорового производства, есть у него и научная база. Но фарфор в новых изделиях может выдать что-нибудь своё, когда не уследили за влажностью, глазировкой, температурой в печи. Поэтому для их апробации и нужна лаборатория. У меня разработана система, как с помощью дизайна и конструкции влиять на издержки производства. В простых предметах ошибок не будет, а вот попробуйте сделать что-нибудь высокохудожественное! 

Для примера Римма Сергеевна показала на скульптуру из трёх человеческих фигур, олицетворяющих три реки: Волхов, Волгу, Западную Двину, берущие начало на Валдайской возвышенности. Свою работу она назвала «Истоки русского мира». Скульптура пока в гипсовом варианте, некоторые её детали ещё обдумываются. Художник хочет добиться в силуэтах иконописной тонкости. Если удастся её воспроизвести в фарфоре, то это творение станет для мастера технологическим достижением и образцом представительского сувенира, когда через искусство, художественное изображение рассказывается история страны.

Она с гордостью относит себя к фарфористам. Понимает, что завод после рыночного террора уже не возродить. Однако это вовсе не означает, что производство, традиции проиграют борьбу. Во всяком случае, Римма Синицкая сдаваться не намерена. Мысль о том, какой след она оставит после себя, даёт ей силы сопротивляться унынию.

Фарфоровые яблоки и прообразы «Кружевницы» Риммы Синицкой. Фото Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

Матрица для фарфора

Чтобы мне стало яснее, как изготавливается фарфоровое изделие, Римма Синицкая берёт в руки гипсовую форму, куда заливается смесь шликера, и раскладывает её на части. Вот из этой получится дракончик.

Простая форма состоит из 2–3 частей, а у сложной их количество может достигать 19. И эти элементы мастер тоже должен изготовить сам. Для изделий из устойчивого ассортимента готовится матрица. И она должна быть идеальной, чтобы в производстве не допускать брака.

Десять лет назад —к 100-летию образования Товарищества Кузнецова — у Риммы Синицкой вышла книга «Волхова и фарфоровый город», в которой были опубликованы её сказка и иллюстрации. Историю о минувших событиях она адресовала детям и взрослым, а закончила её следующими словами: «…не люди делают фарфор красивым, но сам фарфор делает людей прекрасными».

Римма Синицкая не только художник. Она — предприниматель, генеральный директор научно-производственного центра «Новгородский фарфор». Её страстная увлечённость фарфором, о котором она может говорить долго, азартно, проявилась, когда она работала художником на фабрике «Красный фарфорист». Трудились там династии ещё с конца XIX века, со времён Ивана Емельяновича Кузнецова, основателя завода.

Про смыслы

Уже 10 лет фабрика стоит закрытой, но Римма Сергеевна опускать руки не собирается. Она участвует в конкурсах, пишет проекты, выигрывает региональные и федеральные гранты. Четыре года назад в конкурсе среди социальных предпринимателей области её инициатива по созданию в Чудове музейного центра «Новгородский фарфор-ХХI» была признана одной из лучших. Благодаря финансовой поддержке Фонда содействия инновациям Синицкая смогла удержать промысел, чтобы он окончательно не канул в Лету.

— Новгородский фарфор находится под угрозой. А между тем он обладает огромнейшим потенциалом, который есть не у всех регионов. Многие думают, что это лишь посуда. А ведь фарфор — материал элитарный, аристократичный. Никогда не забуду атмосферу общего дела, царившую на заводе. Создать производственный образец гораздо сложнее, чем выполнить творческую работу. Чтобы материал принял и формообразование, и декорирование, художники должны много чего учитывать. Некоторые ошибочно полагают, что на фабрике они были свободными. А они работали в системе и решали производственные задачи, — говорит Римма Сергеевна. — Не хочется трудиться только для себя, а хочется ещё и передать свой опыт. И нужно, чтобы кто-то остался после меня. Я выполняю свою миссию на определённом отрезке времени с учётом достижений своих предшественников.

Коллекция фарфоровых экспонатов её музея даёт представление, как развивалась промышленность. Специалисты увидят разные способы декорирования. В витрине можно заметить и кузнецовские раритеты, и фигурки из СССР, чайные сервизы из домашних сервантов и произведения самой Синицкой.

Недавно её фарфоровые яблоки, изготовленные в рамках проекта, поддержанного Фондом культурных инициатив, эксперты отнесли к изделиям народного художественного промысла региона. Такие можно преподнести и в качестве подарка, и в качестве сувенира. Только вот обидно мастеру, что сувенирную продукцию сегодня предпочитают упрощать до логотипной. Кружка с изображением какого-то символа, как заметила мастер, — её самая печальная версия:

— В изделии следует воплотить мысль. Тогда в нём будет ценность. Промыслы — это, по большому счёту, про смыслы. Я всегда говорю о том, что в отрасли художественных промыслов у мастеров тоже должны быть стратегия, цель. Тогда и потребитель не попадёт под маркетинговое насилие, мол, давай покупай!

* * *

Сейчас Римма Синицкая приступает к реализации своей очередной идеи. В рамках проекта «Фарфоровая кружевница России», выигравшего грант Президентского фонда культурных инициатив, она выпустит три серии образцов изделий в стилях вологодского, киришского и елецкого кружев. Рельеф на фарфоровых предметах будет вырезаться вручную.