Понедельник, 25 ноября 2024

Елена Кузьмина

Всё это следует шить

В коллекции «Средневековая Ганза» студентки представили два костюма знатных немок и один — новгородки.

Фото: предоставлено пресс-службой НовГУ

Студентки НовГУ примерили на себя профессию средневекового портного

Студентки Новгородского университета приняли участие в XXII Евразийском конкурсе высокой моды национального костюма в Москве. Софья Немова, Анастасия Дурыничева и Юлия Волкова, которые учатся на кафедре технологического и художественного образования, представили в Московском доме национальностей коллекцию костюмов «Средневековая Ганза». В своих костюмах девушки постарались максимально точно воссоздать традиционные элементы одежды, которую носили в Великом Новгороде и Европе в Средневековье. 

Все три новгородки — будущие учителя. После окончания университета они начнут вести в школе уроки технологии. Изучение средневекового костюма не входит в обязательную программу обучения в вузе, но в рамках проектной деятельности, которую не первый год практикуют в НовГУ, студенты могут выйти за пределы привычного и изучить какую-либо тему комплексно. Работа над средневековой одеждой и стала таким проектом для девушек, а участие в конкурсе — той самой вишенкой на торте. 

— Перед тем как приступить к моделированию, крою старинной одежды и, наконец, сесть за иглу и швейную машинку, студентки провели серьёзную исследовательскую работу. Изучали русский и европейский традиционные костюмы, — рассказала преподаватель кафедры технологического и художественного образования Анжела КАЛЯГИНА. 

Результатом стали костюмы новгородской горожанки и двух знатных немецких дам. Поэтому коллекция и получила название «Средневековая Ганза». В Средние века Новгород был участником торгового Ганзейского союза, здесь находился Немецкий двор. 

Теперь студентки знают, что средневековая одежда и простой горожанки, и богатой женщины в Европе всегда включала нательную рубаху из белого полотна. В Великом Новгороде поверх неё надевали тоже рубаху, богато украшенную вышивкой, обрамлявшей ворот, низ рукавов и подол. Она была обычно выполнена нитками красного цвета и служила своего рода оберегом. Как и пояс, без которого не обходился наряд.

Женские костюмы немецкой знати более сложные. Европейские дамы, например, использовали китовый ус для того, чтобы придать пышную форму верхней части рукава. Так они добивались эффекта, который мы бы сейчас назвали фонариком. Студентки НовГУ использовать традиционный материал по понятным причинам не могли — в ход пошёл обычный синтепон. 

В рукавах средневекового женского платья также часто пользовались шнуровкой, которая позволяла их стягивать. Зачастую эта часть платья крепилась к нему на подвязках — так, что был виден рукав нижней сорочки. Богатые женщины могли позволить себе и соответствующие ткани — бархат и парчу. 

Анастасия ДУРЫНИЧЕВА, трудившаяся над одним из костюмов знатной дамы, не скрывает восхищения перед одеждой, которую носили несколько веков назад. А, по мнению Юлии ВОЛКОВОЙ, погружение в историю национального костюма — хороший способ привить школьникам интерес к шитью.

Конкурс «Этно-Эрато-2023» был организован Московским домом национальностей. Коллекции традиционных костюмов демонстрировали участники из Москвы, Иркутской и Калужской областей, республик Калмыкия, Саха, Тыва, Татарстан, а также из Узбекистана, Казахстана, Камеруна и других стран.

Теги: НовГУ, конкурс, мода