Вторник, 05 ноября 2024

Редакция

Ледяная история

Майор полиции Алексей Скородумов (справа) и сержант полиции Валерий Арефьев после завершения поиска и спасения потерявшегося мальчика.

Фото: предоставлено межмуниципальным отделом МВД России «Демянский»

До большой трагедии оставался всего час

Тот ночной телефонный звонок и события, последовавшие за ним, старший участковый уполномоченный полиции межмуниципального отдела МВД России «Демянский» Алексей Скородумов запомнил, пожалуй, на всю жизнь.

Холодным январским вечером на его мобильник позвонила многодетная мать из деревни, расположенной на берегу одного из самых крупных и красивых озёр района, — Вельё. Сама она находилась по делам в Санкт-Петербурге, но визитка старшего участкового была у неё с собой, и около девяти часов вечера женщина набрала номер его служебного телефона и встревоженно сообщила, что несколько часов назад её 11-летний сын ушёл из дома и мужу отыскать мальчика пока не удалось.

— Помогите, пожалуйста, найти ребёнка! — взволнованно попросила она.

Полицейский тут же позвонил в дежурную часть МО МВД России «Демянский» и по решению руководства на место исчезновения мальчика была направлена оперативная группа. Вместе с возглавившим её Алексеем для проведения поиска выехали оперуполномоченный уголовного розыска Валерий Арефьев и старший инспектор по делам несовершеннолетних Наталья Попова.

По следам «потеряшки»

Скородумов по долгу службы знал эту многодетную семью. Жила она, по отзывам окружающих, вроде бы нормально. Поэтому мало ли что могло стать причиной ухода из дома мальчика? Может быть, он просто пошёл гулять, да и заблудился?

Опергруппе нужно было спешить: ведь с момента исчезновения ребенка прошло уже немало времени, на дворе — настоящая зимняя темень, одиннадцатый час ночи и мороз минус пятнадцать градусов. Скородумов опросил главу семьи и других детей о том, куда мог пойти мальчик и во что он был одет и обут.

Все сообщения членов семьи «потеряшки» сходились в одном: тот ушёл в сторону уже скованного прочным льдом озера Вельё. Туда же быстро зашагали и Алексей Скородумов с Валерием Арефьевым.

Следы мальчика привели их на заснеженный лёд и затем — к небольшому острову посредине озера. Продолжая идти по следам ребенка, полицейские опять вышли на лёд озера и направились в сторону покрытого лесом берега.

В ходе поиска старший участковый уполномоченный Скородумов решил дополнительно подстраховаться. Ведь, зайдя вглубь леса, мальчик мог свернуть вбок и направиться в сторону деревни, расположенной на другом берегу озера. Алексей позвонил своему знакомому Александру Морзунову, живущему в этой деревне, и попросил его на всякий случай посмотреть, не появлялся ли там потерявшийся подросток.

Александр, кстати, человек в области известный, занимающийся поиском и захоронением останков советских солдат, погибших на Новгородчине в годы Великой Отечественной войны. Морзунов сразу откликнулся на просьбу о помощи и тщательно обследовал маршрут вдоль озерного берега, но никаких следов передвижения мальчика не обнаружил, о чём и сообщил майору полиции Скородумову.

А тот вместе с напарником уже успел преодолеть пять километров пути по зимней деревенской дороге, озёрному льду, сугробам на окраине леса и войти в заснеженные заросли, куда и вели следы исчезнувшего ребёнка.

В плену морока

Пробив лучом фонарика ночную темноту, Алексей разглядел в десятке метров впереди лежащего в сугробе под большой елью мальчика в тёмной зимней одежде.

Старший участковый уполномоченный бросился к нему по глубокому снегу, проламывая промёрзшие заросли. Похоже, что мальчик крепко спал. Майор погладил ребенка по холодным щекам, слегка потряс за плечи, но тот по-прежнему не приходил в себя. Казалось, что на морозе от переохлаждения на него уже навалился дурманный морок.

У самого Алексея сын всего на пару лет младше. От острой жалости и страха за жизнь ребёнка, неподвижно лежащего рядом, внутри у участкового всё сжалось и похолодело: неужели опоздали? Ну, нет!

Опустившись на колено, он бережно взял парнишку на руки, поднялся и крепко прижал его к себе. И тут случилось настоящее чудо. Мальчик словно вынырнул из забытья и очнулся! Он открыл глаза и еле слышно прошептал:

— Дядя, а вы из полиции?

— Да, да, я из полиции… — согревая лицо мальчика своим горячим дыханием, тоже шёпотом отозвался Алексей. — Я ваш участковый. И пришёл, чтобы тебе помочь.

В ответ мальчик обеими руками обхватил майора полиции за шею и заплакал.

— Ну что ты, что ты, — ласково успокоил его Алексей, нежно поглаживая по спине. — Всё теперь будет хорошо. Давай тебя потеплее оденем и пойдём к дому.

Тепло сердец и рук

Скородумов и Арефьев сняли с себя тёплые полицейские куртки и укутали в них спасённого мальчика. А поверх его шапочки майор полиции Скородумов надел свою форменную шапку и, опустив вдоль щёк мальчугана её тёплые уши, завязал их бантиком под его подбородком. Затем подхватил его на руки и понёс домой.

Через несколько сотен метров Валерий его сменил. И, таким образом двигаясь по снегу и льду с мальчиком на руках и передавая его друг другу, они прошли примерно половину обратного пути.

К счастью, к ним на помощь на снегоходе подоспел Александр Морзунов. Алексей усадил мальчика на сиденье за его спиной, а сам, крепко держа спасённого, расположился сзади. Доехали до дома быстро. Там вместе с Натальей Поповой их уже поджидала вызванная скорая помощь. Внимательно осмотрев мальчика, медицинские работники следов обморожения и каких-то иных негативных последствий для его здоровья не обнаружили. Оказав необходимую помощь, врачи сообщили, что в госпитализации их маленький пациент не нуждается.

В шаге от трагедии

По оценке специалистов, опоздай старший участковый уполномоченный Скородумов часа на полтора, а то и на час, ребёнок бы мог погибнуть, замёрзнув в том самом сугробе под ёлочкой.

А с причиной такого поступка 11-летнего мальчика Алексей разобрался быстро. В семье случился конфликт, ребёнок почувствовал себя обиженным и, подгоняемый эмоциями, ушёл из дома: «И больше не приду! Вот тогда и узнаете! И поймёте!»

За оперативные действия по поиску и спасению мальчика майор полиции Алексей Скородумов и сержант полиции Валерий Арефьев были отмечены благодарственными письмами губернатора Новгородской области Андрея Никитина.

За семнадцать лет добросовестной службы сельским участковым уполномоченным драматичных историй, связанных с оказанием помощи людям, попавшим в беду, у 37-летнего майора полиции Алексея Скородумова набралось немало. Как и раскрытых и предотвращённых преступлений. Об этом мы расскажем в следующий раз.

Подготовил Владимир МАТЮШКИН

Теги: Демянск, общество, полиция