В Великом Новгороде определили лучшие педагогические практики обучения детей с аутизмом
Каждый раз, проводя конкурс педагогических компетенций «Ментор», новгородская общественная организация «АутизмПобедим» стремится, чтобы финал стал праздником для его участников.
В этом году церемонию награждения специалистов, работающих с детьми с аутизмом, провели в амфитеатре Новгородской технической школы. Выступления официальных лиц, презентации уникального опыта новгородских педагогов, психологов, тьюторов чередовались концертными номерами кавер-группы и духового оркестра.
Впрочем, как отметил директор «АутизмПобедим» Александр ТКАЧЕНКО, за этой итоговой торжественностью стоит каждодневный кропотливый труд людей, чьей профессией стало обучение детей с расстройством аутистического спектра (РАС):
— Конкурс «Ментор» с каждым годом становится более ярким и насыщенным. Его участники представляют всё новые виды работ. Чем больше специалистов вовлечено в сферу помощи людям с РАС, тем добрее становится общество в целом. Очень важно, чтобы дети с аутизмом влились в социальную жизнь.
Благодаря подобным конкурсам формируется профессиональное сообщество педагогов, которых не пугает инклюзивная практика. Однако, чтобы у ребёнка с аутизмом появился навык коммуникации, усилия должны приложить не только они, но ещё и объединённые в одну команду родители, психологи, тьюторы.
По словам тьютора ресурсного класса школы № 16 Великого Новгорода Анны ЛЕВИКОВОЙ, тьютор не просто помогает ребёнку с аутизмом освоить учебные программы, он для него и его родителей — союзник:
— Если ребёнку с аутизмом не стать другом, общение с ним будет затруднено. Нужно стремиться к тому, чтобы он понял, что тьютор не для того, чтобы давать ему наставления, а чтобы разделить его сложности. Бывает, что заканчиваются силы, возникает ощущение, что бьёшься-бьёшься, а результата не видишь. Но потом подходят родители и благодарят, рассказывают, что у ребёнка наметились позитивные изменения в поведении, он начал делать то, чего от него долго добивались, и тогда хочется двигаться дальше, начинаешь ценить маленькие победы.
Анна — одна из победительниц конкурса. Тьютором работает третий год. Говорит, что была готова эмоционально и психологически. Решение уйти с прежнего места работы в музее в абсолютно новую для себя педагогическую деятельность было осознанным. Её младший сын родился с синдромом Дауна, поэтому она из личного опыта знает, каких ресурсов требуют успехи особенных детей.
На конкурсе она поделилась тем, как ей удаётся вывести свою подопечную девочку-школьницу из нежелательного проблемного поведения, а также тем, как она переводит её внимание без негативной реакции с досуга, когда хочется, например, рисовать, на учёбу.
— Нужно уметь анализировать свою работу, свои действия. Если что-то не получается, консультироваться у коллег и искать собственные решения проблемы, — добавила Анна.
В лексике российских специалистов понятие «тьютор» появилось сравнительно недавно. В переводе с английского оно означает «наставник». Тьюторы в школе обеспечивают детям с РАС сопровождение на уроках и на переменах. От них зависит, как сложится учебный процесс у всего класса. Поэтому неслучайно педагог-психолог, специалист прикладного анализа поведения Ирина ПАРХОМЦЕВА назвала тьюторов феями. Свою работу, которая и заняла первое место в конкурсе, она посвятила подготовке детей с РАС к школе.
— Следовать правилам сложно и нормотипичным детям, а детям с РАС — особенно трудно, поскольку они не всегда понимают, чего от них ожидают. Я курирую группу подготовки детей с аутизмом к школе. Благодаря методам визуальной поддержки у них сформировалась усидчивость, установился контакт с учителем и друг с другом, они научились правильно сидеть за партой. И теперь они общаются не только в рамках занятий, — рассказала Ирина.
Каких достижений может добиться ребёнок с РАС при поддержке доброжелательного и терпеливого учителя, показал мальчик Юра. Вместе с педагогом Виктором Аркадьевичем ХАЙМИНЫМ он подготовил номер концертной программы. Юра спел песню из советского мультика «Если добрый ты», а Виктор Аркадьевич аккомпанировал ему на баяне.
— Юра — талантливый мальчик. Он знает очень много песен, хорошо поёт. Я с ним с удовольствием занимаюсь, развиваю его исполнительские способности. С ним мы выступали на школьном фестивале патриотической песни, — сообщил учитель. — Музыка помогает ему в социализации. И я был бы не против, если бы к нам присоединились другие дети с РАС, такие же отзывчивые к музыке, как он.
Теги: Великий Новгород, АутизмПобедим, РАС, общество