Водители городских автобусов учатся культуре безопасной езды
На днях областное управление ГИБДД распространило тревожные цифры. С января по апрель 2024 года в регионе зарегистрировали семь дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов, в которых семь человек получили травмы.
Показательно, что шесть таких ДТП произошли по вине водителей автобусов, которые, казалось бы, должны вести себя на дороге более дисциплинированно, чем обычные автомобилисты. В таких авариях пострадали шестеро пассажиров — они получили травмы после падения в салоне. Местом всех этих происшествий стал Великий Новгород, что неудивительно, так как в областном центре больше всего городских автобусов.
Три из таких ДТП произошли с водителями ОАО «Автобусный парк», которое обслуживает большую часть маршрутов. Ещё одна авария зарегистрирована в ООО «СТК «Круглый гараж» и две — в компании «Фабус».
В 2023 году в регионе зарегистрировали 13 ДТП с автобусами по вине их водителей. В них пострадал 21 человек. Таким образом, если тенденция сохранится, то в этом году статистика аварий с участием общественного транспорта может перекрыть прошлогодние цифры.
Не спешите, колёса
В УГИБДД посчитали всё это поводом для проведения профилактического мероприятия «Автобус», в рамках которого вместе с сотрудниками областного управления Ространснадзора организовали сплошные проверки технического состояния автобусов в местах их стоянки и при выпуске на линию. Особое внимание уделяли автобусам, которые курсируют по трассам М10 и М11, а также школьному транспорту.
Говоря о причинах дорожных происшествий с автобусами, заместитель начальника областной Госавтоинспекции Павел МАКАРОВ отметил, что водители общественного транспорта не всегда соблюдают Правила дорожного движения, согласно которым любой водитель должен двигаться с учётом погодных условий и дорожной обстановки.
— Главная проблема — резкое начало движения и резкое торможение, в которых нет необходимости, — объяснил Павел Макаров. — Это происходит из-за неправильного выбора дистанции до впереди идущего транспорта, несоблюдения бокового интервала, несоответствия скорости в начале движения. Конечно, порой водителю приходится делать резкие маневры, чтобы не сбить неожиданно появившегося на дороге пешехода, не столкнуться с легковыми автомобилями и другим транспортом, водители которого тоже не соблюдают Правила дорожного движения. Но наши сотрудники отмечают, что и водители автобусов иногда не выдерживают скоростной режим и движутся слишком быстро.
По словам заместителя начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора по Новгородской области Кирилла ЕПИФАНОВА, порой водителям автобусов приходится ускоряться из-за пробок и аварий. Чтобы соблюдать интервалы движения между остановками и придерживаться расписания, они едут быстрее. Если вспомнить, что и сами пассажиры далеко не всегда ведут себя в салоне внимательно, многие стоят, глядя в телефон, то риск падений и травм возрастает.
Маршрут безопасности
На культуру вождения в пассажирских автотранспортных предприятиях, по словам Павла Макарова, влияют и условия труда. Если они не отвечают запросу, то подолгу работники на своём месте не задерживаются. Надо обеспечить движение по городским маршрутам, а не принимать на работу водителей по остаточному принципу, без необходимого опыта.
— В советские годы водители автобусов должны были не только иметь права нужной категории, но и определённый стаж, чтобы соответствовать квалификационным требованиям, — напомнил заместитель начальника УГИБДД. — Особенно это важно для водителей автобусов с прицепом, они и зарплату получали значительно выше. Управлять таким транспортом гораздо сложнее. Сегодня эта разница в зарплате не так высока.
Директор новгородского «Автобусного парка» Владимир ЕРЁМИН проблему не отрицает и говорит, что на предприятии над ней работают. Повышать культуру поведения на дорогах водителям помогают специалисты по безопасности дорожного движения, они проводят инструктажи, во время которых напоминают о том, что разговаривать по телефону, курить во время движения нельзя. Как и «подрезать», совершать рывки, резко трогаться с места и резко тормозить без необходимости.
Такие сотрудники обязательно приезжают на каждое ДТП с автобусом, чтобы на месте изучить его причины.
— Все наши автобусы оборудованы камерами видеонаблюдения не только в салоне, но и в кабине водителя, чтобы можно было следить за его поведением, — обратил внимание Владимир Ерёмин. — В прошлом году мы провели индексацию зарплаты. Сейчас наши водители могут заработать в месяц более 70 тысяч рублей, не нарушая режим труда и отдыха.
В «Автобусном парке» трудятся 150 водителей, требуются ещё 15–20. Поэтому, помимо индексации зарплаты, на предприятии используют и другие способы для создания более привлекательных условий работы: дополнительные дни отдыха к отпуску, льготы при выходе на пенсию, бесплатное обучение на получение водительских прав категории Д, льготная столовая, жильё для иногородних, корпоративные мероприятия…
Зарплата водителя в «Автобусном парке» содержит постоянную и мотивирующую (переменную) части. Если он стал виновником ДТП, работника лишат премии, а за безаварийную езду он получит повышающие коэффициенты. На предприятии верят, что это поможет повысить культуру вождения, а вместе с ней — снизить риск происшествий по вине водителей.
В первом квартале 2024 года к административной ответственности за различные нарушения были привлечены 1057 водителей автобусов. Они касались несоблюдения режима труда и отдыха, состояния огнетушителей и исправности ремней безопасности, переоборудования автобуса без получения разрешения, оформления путевых листов и страховых полисов.
3650 автобусов зарегистрировано в Новгородской области.