Понедельник, 23 декабря 2024

Игорь Свинцов

Бог управил!

Фото: пресс-центра правительства Новгородской области

Как живёт лучшая сельская семья России

Оргкомитет Всероссийского конкурса «Семья года» определил победителей конкурса «Семья года-2024», рассмотрев 388 заявок из 88 российских регионов. Победителем в номинации «Сельская семья» стала чета КОНДРАТЬЕВЫХ из деревни Мстижа Демянского округа. Анна и Никита — родители восьмерых детей, четырёх сыновей и четырёх дочерей: Георгия, Прохора, Елены, Михаила, Ульяны, Игнатия, Степаниды и Анны.

— Самое трудное, когда было трое маленьких детей. Из дома не выйти. А когда пятеро стало, то уже полегче. Старшие могут последить за младшими, — разговор не мешает Анне заниматься хозяйскими делами. На кухне она режет овощи, зелень — всё это отправляется тушиться в большую кастрюлю. Пора кормить семью. — Вы не против, если наш разговор вместе с моими хлопотами пойдёт?

Я не представляю, как могу быть «против». Для меня, городского жителя, объём забот деревенской многодетной семьи запределен. Накормить своих чад — это лишь рутина: «Ваша жена тоже на кухне стоит. Завтрак, обед, ужин? У меня всё то же самое, только кастрюли побольше. Надо иногда и поготовить». А вот хозяйство у Кондратьевых большое: три коровы, несколько десятков овец, поросёнок, бычки, гуси, куры. Фермерствуют. Молоко и мясо. Многое оставляют для себя. Часть расходится по родственникам и друзьям. И, конечно, огород. Живут своим.

Деревня Мстижа, что в 20 километрах на юго-восток от Демянска, совсем маленькая — всего девять домов. В одном мама Никиты живёт. Ещё два — самих Кондратьевых. В старом деревянном сейчас обжились, в соседнем кирпичном заканчивают ремонт. Точнее сказать, восстановительные работы. В январский студень 2021-го случился пожар. Огонь разошёлся быстро, сгорело всё, одни стены остались.

— Я на службе в церкви была, Никита к маме по хозяйским делам отошёл. Видимо, из-за проводки всё началось. Дети огонь и заметили. Лена схватила Стефу, крикнула Мише, чтобы тоже выбегал. Приезжаю, а из окна уже столб пламени. Кинулась было — там же мои. Никита окрикнул, что нет там никого, ребятишки успели выбежать. У меня была такая эйфория, я плакала от радости, что все живы остались. Да гори всё остальное синим пламенем! Только мужа просила не подходить к дому, ничего не спасать. Боялась за него. А он уже коров из скотного двора на улицу выводит. Точнее, выталкивает: те же не понимают, зачем их по темкам из тёплого хлева на мороз гонят, упираются. Первым на помощь приехал из Демянска отец Иоанн с матушкой, забрали к себе детей постарше. С бедой помогали нам всем миром: и сотрудники администрации, и знакомые, и многие другие люди, узнав о пожаре через Интернет. Спасибо всем.

За три месяца подлатали старый дом по соседству. Опять же всем миром. Переселились в него. Как только позволяют время и средства, восстанавливают свой родной. Его второй этаж уже обживают старшие дети. Никита надеется на скорый полный переезд.

Кондратьевы познакомились в Санкт-Петербурге. Это родной город Никиты, а Анна переехала сюда с мамой из Первоуральска еще в детстве. Но особая связь с Уралом у неё осталась на всю жизнь. Да и родня там. Она училась на филфаке СПбГУ, Никита — в лесотехническом. Познакомились в молодёжной воскресной школе, а сошлись, когда стали фольклором вместе заниматься.

— У нас была такой замечательный преподаватель Елена Валентиновна Антонова. Очень харизматичный человек. Умела всех заинтересовать. В коллективе у каждого было своё место: не умеешь петь — она тебя на балалайке играть научит, не умеешь ни того ни другого — будешь танцевать, — рассказывает Анна. — Мы в этнографические экспедиции ездили. И как раз там общались с людьми, которые любят деревню и переживают о её судьбе. И у нас, кстати, в коллективе многие поженились. Вот друзья недавно приезжали из Псковской области, мы 15 лет их не видели. У них шестеро детей. 

Первенец Кондратьевых родился в Питере. И они переехали из второй столицы России в демянскую Мстижу. Была у Никиты мечта — жить в деревне. Мстижа знакома с детства. А где муж, там и жена. Через год у Кондратьевых было уже двое детей. 

— Я помню, едем как-то со свекровью, она меня успокаивает: мол, Аня, ты не переживай, у меня есть знакомые, у них тоже погодки, это, конечно, тяжело, когда они маленькие оба, но потом все как вырастут одновременно! А я к ней ехала рассказать, что уже третьим ребёнком беременна. Вот Лена, по-моему, и была тем переломным моментом. Вообще, говорят, что после пятого как-то на тебя машут рукой: да пускай рожает дальше. Потом уже разницы большой нет — правда: что трое, что десять. Но до сих пор удивляюсь, откуда во мне столько здоровья.

Кондратьевы говорят: молодые были, трудностей не боялись. После переезда в Мстижу Никита первые месяцы подработками перебивался. Благо с 18 лет на всяких стройплощадках дело себе находил, руки труд любили и знали. Потом устроился в местное лесничество, где и проработал пять лет. И как повезло — на участке по месту жительства. Везение ли? Кондратьевы сказали бы: «Бог управил!»

— Но хозяйство вести надо, дети рождаются. Я понимал, что всё уже не успеваю. Поэтому и ушёл в фермеры, чтобы при семье быть, а она мне помогала, — говорит Никита.

Анна рассказывает, что многодетность не была самоцелью. Никаких планов не выполняли. Всё шло своим чередом, и они были к этому готовы: 

— Мы всегда общались в такой среде, где было много детей. У фольклористов тоже большие семьи. Конечно, думали, что и у нас так сложится. Мы были такими молодыми, что, по-моему, могли горы свернуть. Мы же верующие люди. Бог поможет. У нас руки есть — надо работать. Будем решать проблемы по мере поступления. А маленькие дети — такой допинг вообще. Это не только бытовые проблемы, это же и улыбки, объятия, радость. А как дети между собой взаимодействуют! Не только родители их любят, но и они друг друга любят. Иногда кажется, что в кровь передерутся за конфету, но нет, у них глубже отношения. Больше на помощи основанные. Не всё на поверхности. 

Для детей Кондратьевых есть и школа, и детский сад в Вотолине, что в двух километрах от Мстижи. Ходит школьный автобус. Сделана хорошая дорога. Школа искусств в Демянске. Что-то экстренное — есть свой семейный транспорт. Автомобиль водят и Никита, и Анна. 

— Мы хотим, чтобы наши дети знали и видели, что здесь тоже жить можно. Люди говорят, жизнь в деревне невозможна. Я говорю, а мы тут живём, смотрите — у нас восемь детей. Мы не голодаем. Вокруг в деревнях тоже семьи живут и из городов переезжают. Мы занимались традиционной культурой вообще, и мы всё это любим. Песни, деревню, природу. Этот образ жизни. Вот мне казалось, что я здесь нужнее. В городе и так много людей. Нужнее кому? Да кому угодно. Вот соседям нашим нужнее. Нашей школе нужнее. Есть люди — будет и она. Здесь вообще важен каждый человек, — говорит Анна.

Никита вспоминает, что местные из окрестных деревень долго к ним присматривались. Наверное, думали, что побалуются молодые и уедут. Дачников вокруг пруд пруди. Лишь когда Кондратьевы начали новый двор ставить, поняли: раз так, действительно жить будут. 

— Мы смеемся, что у всех городских семей дети ездят на каникулы в деревню к бабушке, а наши дети наоборот — ездят на каникулы в город к бабушке. Ходят в театры, музеи, кино, на какие-то развлекушки. 

Анна при всех своих семейных хлопотах успевает выполнять обязанности регента при храме Воздвижения Креста Господня посёлка Демянск, занимается народным костюмом, организацией фольклорных праздников в воскресной школе. 

— Я не музыкант. Случайно так получилось. Меня научила прежняя регент — покойная матушка Тамара. А в молодости я просто пела в любительских хорах.

А ещё Никита и Анна — активные интернет-пользователи. Кроме своих персональных страничек в ВК, ведут группу, которую назвали «Жихари». Рассказывают о жизни своей деревни, о своём бытии, делятся опытом с теми, кто выбрал или собирается выбрать для себя деревенскую жизнь. Даже поиском учителя для школы своих детей через Интернет занялись. 

Естественно, я не мог не спросить об участии семьи Кондратьевых в федеральном конкурсе «Семья года». 

— Да мы не стремимся прославиться, — отвечает Анна. — Глава нашего Ильиногорского сельского поселения Ольга Александровна Теричева предложила поучаствовать. Она такая неунывающая женщина, всё время пытается улучшить жизнь вокруг. Думаю, раз Год семьи — надо. И Никита говорит — давай. Решили, раз мы этого не искали, а оно само пришло, значит, для чего-то это надо. Может, человек какой-нибудь сомневается, посмотрит, подумает и придёт к правильному решению. О победе даже не думали. Выдвинули одно условие: с учётом детей и хозяйства дальше Новгорода не посылайте. Теперь вот в октябре в Москву ехать надо. Дети, конечно, в восторге, ждут, предвкушают. Миша говорит, если нам Путин будет награду вручать, я его прям расцелую. Наши добрые соседи сказали: поезжайте, мы ваших коров подоим. А если серьёзно, то вообще это чудо, что в непростые для России времена так поддерживают многодетных.

Теги: Новгородская область, семья, Семья года, Год семьи,