Среда, 16 октября 2024

Василий Дубовский

История в матрёшке

Корнилий, митрополит Московский и всея Руси РПСЦ

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

Или Три дня рождения Иоанна Богослова

— Следующее песнопение — «Отче наш», знаменный распев, — объявлял отец Александр. — Согласно нашей традиции предлагаем выслушать не сидя. 

«Не сидя» — это так аккуратно и деликатно было подчёркнуто интонационно. Все, конечно, тут же поднялись. Не только старообрядцы. 

Был день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, чьим именем освящён храм, находящийся в ведении новгородской общины РПСЦ. Престольные праздники в храмах же и отмечают, конечно. День так и начался. Но был повод и выйти вовне. Настоятель общины отец Александр (Панкратов) назвал это хронологической матрёшкой: 20 лет освящению храма (в советское время на протяжении нескольких десятков лет он бездействовал) и 640 лет — со времени его постройки. А если учесть, что согласно летописным источникам в XIV веке за 30 лет до каменной церкви владыкой Моисеем была построена деревянная, то получается ещё большая круглая дата. 

Таинство радости

По такому случаю в Великий Новгород приехал митрополит Корнилий — предстоятель РПСЦ. В зале Новгородской областной универсальной научной библиотеки была развёрнута выставка «Северное созвездие», на которой представлены работы московских художников Дмитрия Гусева и Марии Шадчиной. Молодые авторы приглашают нас в старые времена — и суровые, и великие. Как велик был и Новгород.

Сами же художники провели экскурсию по экспозиции. Любой желающий мог задать интересующий его вопрос. Казалось, вопрос о творческих планах станет завершающим, но митрополит Корнилий придал ему несколько иное звучание: «А расширения численности вашей семьи не планируете?» Дмитрий и Мария — супруги. И, надо сказать, врасплох их владыка не застал. Хотя у них уже трое детишек.

Отец Александр в этот момент скромно промолчал. Его супруга Ирина с дочерьми Глафирой и Евгенией как раз и были исполнительницами знаменных распевов. А всего детей у батюшки — восемь. В этом смысле он самый богатый отец на приходе.

— Никто пока не догнал, — улыбается в бороду, — но самое частое таинство в нашем храме — крещение. Гораздо чаще бывает, чем отпевание. Что не может не радовать.

Знаменные распевы исполнили матушка Ирина с дочерьми Глафирой и Евгенией. Фото Василия ДУБОВСКОГО

Вот мы и дома

Но основным ресурсом, позволяющим новгородским староверам-поповцам укреплять демографическую ситуацию, на протяжении ряда лет является миграция. У них много единоверцев на Украине и в Молдавии. Ничто так не способствует их переезду в Россию, как преследования по национальному и языковому признаку. Это понятно. Вот так в новгородской общине РПСЦ появилась диаспора молдаван. Русские люди, на самом деле.

Сам собой и встал вопрос, причём вовсе не сегодня, о необходимости ещё одного храма. И он был передан общине — это храм Ильи Пророка на Славне, дошедший до наших дней в версии 1455 года. В запущенном состоянии и со следами больших переделок, поскольку использовался и под жильё, и под овощебазу. Нужна серьёзная реставрация. К сожалению, пока она, как говорится, на паузе. Но в перспективе у общины всё же будет достаточно вместительный храм. И, что не менее приятно, тоже с историей. И она значительно древнее, чем известные реформы патриарха Никона с последовавшим за ними расколом.

— Для нас это — возвращение домой, — говорит отец Александр. — Мы вернулись в те стены, где молились наши благочестивые предки. Молились, как мы. По тем же книгам. И крестились двумя перстами. А дома и стены помогают. И мы чувствуем это. Трудно передать словами…

В кремлёвской библиотеке (НОУНБ) открылась выставка «Северное созвездие». Фото Василия ДУБОВСКОГО

Опыт открытости

Старообрядцы вспоминают добрым словом главу Новгородской митрополии владыку Льва. В начале 2000-х чиновники, прежде чем рассмотреть вопрос о предоставлении храма, отправили просителей за согласованием к правящему архиерею. Владыка Лев написал: «Бог да благословит доброе намерение».

И всё пришло в движение. Передача, документы, реставрация. Всего три года — и бывший бесхозный храм Иоанна Богослова преобразился.

С самого начала община была в тесном контакте с органами охраны памятников, со специалистами — архитекторами, реставраторами, археологами. С культурной новгородской общественностью в целом. Очень многие тогда проявили живой интерес, в том числе академики Янин и Зализняк. И храм был восстановлен, и книжечка вышла — «Богослов на Витке». Как итог церковно-научно-общественного взаимодействия.

Эту линию на открытость, казалось бы, не совсем характерную для старообрядцев (таков уж у них исторический опыт), они продолжают. Очередным тому примером можно считать и вот это публичное мероприятие, состоявшееся в библиотеке в Новгородском кремле.

Главное богатство

Владыка, позвольте задать вам личный вопрос. Сегодня отмечается 20-летие освящения храма Иоанна Богослова на Витке, а в следующем году, и тоже в октябре, такая же дата будет у вас — 20-летие вашего избрания предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви. Как вы оцениваете этот период, что удалось совершить?

Корнилий, митрополит Московский и всея Руси РПСЦ:

— В целом это было время, благоприятное для нас — старообрядцев. Господь дал нам такие годы. После того как более трёхсот лет старообрядцев всячески притесняли. А было время, мы знаем, и уничтожали. Теперь же мы чувствуем поддержку государства. Начиная с самого высокого уровня — с президента. Владимир Владимирович побывал у нас в Рогожском храме, нашем историческом духовном центре. Это знаковое событие. Что такое визит Путина? Это первый глава государства, посетивший нас за последние 350 лет! Конечно, это привлекло всеобщее внимание. Мы построили много храмов. У нас на приходах немало молодых священников. И на службах среди паствы нашей мы наблюдаем молодые лица. Мы видим, что в целом в стране возрастает интерес к истории, традициям, духовности. Со своей стороны стараемся этому всемерно способствовать. Этим живы русские люди — приверженностью традиции, семье и молитвенным обращением к Господу и Богородице. Сейчас все мы проходим испытание нашей веры, твёрдости духа, воли всего народа. В том числе и старообрядцы. А они — это стержень. Я так думаю. У нас нет конфронтации с другими конфессиями. Мы делаем общее дело, чтобы наше Отечество было единым и сильным. Как в 1941–1945 годах, когда плечом к плечу сражались и русские, и татары, и башкиры.

Что вы думаете о реставрации в Великом Новгороде храма Ильи Пророка на Славне?

— Трудности видим, но понимаем, что сейчас главное не это. Задержки есть у нас и в Москве. И я не решаюсь обращаться к властям с просьбами. Для всех нас сейчас нет ничего важнее Победы. Как в Великую Отечественную войну: всё для фронта, всё для Победы. Победим — будем жить. Будем реставрировать старые храмы, строить новые. Надеюсь, появятся для этого возможности и материальные, и духовные. Желаю читателям вашей газеты, новгородцам, всем нам твёрдости духа, веры, любви и мира.

Теги: РПСЦ, Великий Новгород,