Среда, 16 октября 2024

Василий Дубовский

«Новгород берегите!»

Н.К. Рерих. «За морями — земли великие», 1910 г. Из собрания НГОМЗ

К 150-летию Николая Константиновича Рериха

«Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха», — такую запись оставил 12 апреля 1961 года в бортовом журнале корабля «Восток» Юрий Гагарин. 

Рерих и был космист: «Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса». Он необъятен: художник, мыслитель, писатель, археолог, путешественник, общественный деятель. 

Н.К. Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге. Вот лишь несколько событий, приуроченных к его юбилею. Открытие памятника в родовой усадьбе Извара. Выставки в Президентской библиотеке, а также на ВДНХ. Выставки за рубежом — например, в Берлине. И серия торжественных мероприятий в Индии, где Рерих провёл свои последние 20 лет. 

Одним из таких мест, где помнят и чтят Рериха, является и Великий Новгород. 

Две встречи

Биографы Рериха пишут, что художественный дар в нём распознал скульптор Михаил Микешин, бывавший в гостях у его семьи. Что именно он дал Николаю кисть, а потом — первые уроки. Тот самый Микешин — автор памятника «Тысячелетие России». Вот так с детских лет возникла некая символическая связь Николая Рериха с Великим Новгородом.

«Люблю Новгородский край. Люблю всё в нём скрытое. Всё, что покоится тут же среди нас. Для чего не надо ездить на далёкие окраины: не нужно в дальних пустынях искать, когда бездны ещё не открыты в срединной части нашей земли. По Новгородскому краю всё прошло. Прошло всё отважное, прошло всё культурное, прошло всё верящее в себя. Бездны нераскрытые!»

Н.К. Рерих, Новгород, 1910 г. 

Древняя новгородская земля — точка притяжения молодого Рериха. В 1899–1903 годах по заданию Русского археологического общества он участвовал в широкомасштабных исследованиях памятников (курганов, жальников) в нескольких уездах Новгородской губернии. 

Интерес к истории проявился в нём рано. Он любил читать, а что до археологии, то и тут не обошлось без счастливой встречи. Однажды в имение отца приехал известный археолог Лев Ивановский. И он стал брать юного гимназиста на раскопки. 

В студенчестве Николай Рерих много раз участвовал в раскопках и в 20 лет уже был принят в Русское археологическое общество. С разницей в один год он окончил Императорскую академию художеств (там его наставником был Архип Куинджи) и юридический факультет университета (отец хотел передать ему своё нотариальное дело). 

Светлые дали 

Заведующая кафедрой истории России и археологии НовГУ Елена Торопова в своё время изучала дореволюционный опыт исследований.

Многое тогда было впервые. Например, «Н.К. Рерих первым выявил, описал и исследовал категорию погребальных памятников, известных в современной историографии под названием «каменных кругов». Он систематизировал и описал памятники. Елена Владимировна пишет, что из отчётов виден рост Рериха как исследователя. Нельзя было не заметить и его неравнодушие, тревогу за сохранность древностей: «Кроме раскопок, производившихся местными землевладельцами, изредка приходится слышать о каких-то «приезжих из Петербурга господах…».

Рерих исследовал и неолитические стоянки, собрав коллекцию уникальных находок. Часть из найденного им в 1902 году на берегу озера Шерегодро у села Кончанское ныне в собрании Эрмитажа. Есть находки Рериха и в собрании Новгородского музея-заповедника. 

Последний открытый лист он получил в 1910 году. Тогда была создана комиссия по исследованию Новгорода, которую он же и возглавил. В статье «Подземная Русь» Рерих писал: «Ожидание нас не обмануло. (…) Кремль насыщен всякими строениями разных веков». 

Новгород его вдохновлял. Он создал живописные образы «Спас Нередицкий» и «Ярослав Мудрый». И не уставал повторять: «Новгород берегите!» Призывал к созданию не только «археологических» учреждений, но и обществ друзей старины: «Нужны чуткие люди».

В 1916 году Николай Константинович активно выступал в печати в связи со строительством железной дороги Петроград — Орёл, проходившей рядом с Нередицей и Рюриковым городищем. «Перерезать, отменить один из лучших русских видов легко. Но попытайтесь без ущерба поднять город; привлеките к нему новые силы, не зарывая светлые дали». «Здесь не спор художника с инженерами. Здесь вопрос о достоянии народном». Звучит вполне современно.

В 1944-м Рерих, узнав, до какой степени разрушен древний город, писал: «Опять взойдёт красно солнышко над Землёю Русскою. (...) Но старинное сокровище уже порушено. (...) Позор варварам!».

Красная линия 

Будучи в «дальних пустынях», он мечтал о возвращении на Родину. Не сбылось. 

С 1918 года Рерих — за границей. Сначала — в Финляндии. Есть сведения, что оттуда он поддерживал Белое движение. Потом перебрался в США. Для обычного русского эмигранта — конечная. Но Рерих резко повернул на Восток.

Бессмысленно гадать, как сложилась бы его жизнь, если бы не революция. Отправился бы он на поиски Шамбалы? Нарисовал бы серии «Учителя Востока» и «Матерь Мира»? Увидел бы в буддизме нечто общее с коммунизмом? Повёз бы в Москву письма и священные предметы от гималайских Махатм («секретная миссия» Рериха состоялась в 1926-м)? Стал бы «человеком мира», выступившим с проектом Пакта о защите памятников истории и культуры? Синтезировал бы западный оккультизм с восточным эзотеризмом, написав (в соавторстве с женой Еленой Рерих) «Агни-йогу»?

Кстати, данный труд Рерихи начали в 1924-м. В том году Н.К. Рериху исполнилось 50. Спустя 70 лет, то есть к его 120-летию, Архиерейский собор РПЦ вынес определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», и в числе таких сект там оказались рериховские общества и «Живая этика» («Агни-йога»).

Однако найдётся — и немало — людей верующих, православных, готовых защищать Рериха с неменьшим чувством, чем он защищал памятники. 

— Для меня он пример служения Отечеству и русским святым, — слова Александра КРЫЛОВА, академика Российской академии художеств. — Николай Константинович и вся его семья — духовные чада святого Иоанна Кронштадтского. Рерих открыл в Петербурге школу иконописания. Он лично спасал Нередицу и фрески Ферапонтова монастыря, ходатайствуя о реставрации перед государыней Александрой Фёдоровной. Когда он умирал, в изголовье стояли иконы Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. Его картины хранятся в подцерковье храма Христа Спасителя. Наряду с картинами Васнецова, Нестерова. Это великий человек и художник. Родину он любил и очень много для неё сделал.

* * *

Что касается совпадений, есть ещё одно, и уже не хронологического порядка, но ему придавал значение сам Николай Константинович. Точнее, это созвучие: Рерих — Рюрик. Учёные всерьёз занимались генеалогией художника, приходя к выводу, что «Рерих сам культивировал свой личный варяжский миф». Он не культивировал, он верил. 

«Шире дорогу! Идёт строитель! Идёт Народ Русский!»

Николай Рерих, Гималаи, 24 октября 1939 г.

Ирина ВАСИЛЬЕВА, заведующая отделом комплектования, изучения и популяризации музейных коллекций НГОМЗ:

— Николай Рерих в своих произведениях гармонично соединил талант художника с научными занятиями историка и археолога. Он стремился к исторической точности деталей и считал, что картина должна быть обязательно оживлена поэтическим видением, вызывающим у зрителя определённое настроение и передающим целостное представление об эпохе. В 1911 году на выставке «Мира искусства» впервые была показана одна из лучших работ скандинавской серии Рериха — «За морями — земли великие». Девушка с веткой рябины идёт по морскому берегу, на ней одежда и украшения, известные художнику по раскопкам. Что это? Научная реконструкция археологического объекта? Нет, неизмеримо больше. Само название картины будит в воображении повествования о кораблях викингов, о далёком морском пути. Рерих так писал о своём замысле: «Эта картина была впечатлением побережья. Северянка, идущая навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной Стране, которая живёт в сердце человеческом». Мечта — вот что объединяет людей настоящего и прошлого в произведениях художника. Мы мечтаем, и так же мечтали наши далёкие предки. Рерих прозревает не просто прошлое, он ищет общечеловеческое звучание, через которое ему удаётся оживить это прошлое.

Теги: Николай Рерих, Новгород