В рождении этого проекта переплелось всё — однажды, нечаянно, случайно, но при этом закономерно
Однажды автор и хозяйка проекта «Сказки старого чемодана» Елена АЛЕКСАНДРОВА попала на выставку новгородского мастера декоративного искусства Татьяны Шангуровой и там увидела фигурку ангела. Купила, сначала просто любовалась, а потом захотела сделать что-то похожее сама. Ангел этот, спонтанно купленный, буквально за руку привел её накануне Рождества в студию лаковой миниатюры, руководит которой Шангурова.
— Я же не рисовала никогда. Получилось не сразу, конечно. Да и сейчас порой трудно даются линия или узор. А ещё — мне не интересно было расписывать доски, шкатулки и матрёшек, хотелось чего-то совсем прикладного, чтобы не пылилось на полке. Тут, видимо, сложилось всё: работа в библиотеке «Читай-город», интерес к сказкотерапии, воспоминания о деревенской бабушке, которая в детстве рассказывала мне сказки, и моя любовь к русскому фольклору. Захотелось сделать сказочных персонажей, — говорит Елена.
Сначала появились Василиса Прекрасная и Иван Царевич, потом герои сказки «Заюшкина избушка». И тогда пришлось задуматься о месте хранения: игрушечки маленькие, самая крупная — около 15 см, и легко могут где-нибудь затеряться. А потом Елена наткнулась на чердаке деревенского дома на старый чемодан.
— Такой он был атмосферный, со скрипучей крышкой — самое место для сказок! И хранить удобно, и носить хорошо. Мне помогли его расписать, привести в порядок, и чемодан обрёл новый статус — стал сказочным домом, — поясняет собеседница.
Каждой истории — своя роспись
Изначально старому чемодану предназначалась роль наследства для внуков. Елена Александровна любовно населяла его деревянными героями, расписанными вручную, и мечтала, как будет рассказывать малышам, что такое дянки, как это — когда зябко на улице и как нарисовать лубок. Подбирала под каждую историю свою роспись. Надо ещё почувствовать, какой сказке какой стиль подходит больше всего. Вот, например, «Крошечка-Хаврошечка» — в цветастой городецкой росписи, под стать ярким персонажам. А вот Иван Царевич и его помощники в красно-чёрных цветах лаконичной мезенской росписи, полной сакральных смыслов, с глубоко символичными орнаментами.
Александрова изучала материалы по декоративно-прикладному искусству, рассматривала альбомы. Для неё важно придерживаться канонов, ценить каждую мелочь, ведь всё обкатано веками и имеет своё значение. Есть орнаменты, означающие землю, небо, солнце. Роспись, как книгу, можно прочитать и по ней понять характер персонажа. И ясно становится, почему для «зверя редкой породы» Котофея Ивановича Елена использовала пермогорскую роспись, возникшую под влиянием лубочных картинок, иконописи и книжных иллюстраций из средневековых рукописей. Яркая, символичная визуализация. И сказка ей под стать — о том, что в мире для каждого точно есть место, где он будет любим, уважаем и ценен.
Сказка идёт!
Чемодан полнился героями, ждал внуков, а их всё не было. И тогда личная история стала перерастать в проект «Сказки старого чемодана» на базе библиотечного центра «Читай-город». Старый чемодан со скрипучей крышкой стал театром, в котором принимают участие читатели библиотеки — в качестве актёров, сценаристов и мастеров-кукольников. Они сами расписывают игрушки — тут уж без всякой строгости и следования правилам: хоть в горошек, хоть в полоску. Как душа попросит. Сами рисуют, сами спектакли ставят.
— Сказки мы делаем интерактивными, каждый ребёнок играет за своего персонажа, они и поют, и танцуют. Мы не претендуем на высокое искусство, для нас важнее вовлечённость детей в процесс. Спектакли небольшие, минут по 15–20, взаимодействуем со зрителями во время действа, проводим игры, частушки поём, выходим с гастролями даже, — Елена Владимировна говорит так заразительно, так искренне, что вызывает желание прикоснуться, поучаствовать.
В свою сказочную историю она вовлекает всех. И вот уже соратница по студии лаковой миниатюры мастер по дереву Наталья Емельянова выпиливает заготовки под роспись, новгородская художница Татьяна Салова дарит свою работу «Хозяйка Медной горы», и в планах — спектакль «Серебряное копытце», декорацией к которому станет эта картина. А случайная посетительница библиотеки, увлечённая энтузиазмом хозяйки сказочного чемодана, валяет из шерсти героев стихотворения Саши Чёрного «Рождественская» для зимней постановки.
— Я этим живу. Недавно маленький мальчик на улице меня увидел и как закричит: «Сказка! Сказка идёт! Сейчас сказка будет!» Я сначала не поняла, а потом оказалось, что я со спектаклем приходила к ним в детский садик, и он меня запомнил — не как тётю с чемоданом, не как библиотекаря, а как Сказку, — смеётся Елена.
За три года существования библиотечного проекта участники под руководством Елены Александровой придумали и поставили 16 сказок.
Народная мудрость
Казалось бы, зачем современным детям старые сказки, знания о народной росписи, о древних смыслах и забытых словах? А ведь давние истории помогают увидеть себя со стороны, развивают эмоциональный интеллект. Сказки — это безопасные уроки, в которых затрагиваются универсальные темы, актуальные для людей всех возрастов. Такая малость, а учат храбрости, честности, милосердию.
— Я мечтаю в своей родной деревне Лякова, что под Крестцами, сделать деревенский домик сказок, — размышляет автор проекта. — Чтобы было как у бабушки. Шкафы расписные, печка настоящая. Чтобы можно было и сказку послушать, и на мастер-классе своего героя создать, и чаю с пирогами попить. Музей простых, но мудрых историй. Ведь это наши корни. А как без корней жить? Любым ветром унести может…
* * *
Наверное, немного наивно верить в то, что добро всегда побеждает зло, а хорошим словом можно любые замки открывать. Но пусть эта мечта, к которой так стремится хозяйка старого чемодана, когда-нибудь обязательно сбудется. И добро победит.
Автор: Юлия ШВАЧКО