Телеграм канал Новгородские Ведомости

Вторник, 03 июня 2025

Василий Дубовский

Ранен Новгородом

«Ребята, зачем вы увлекаетесь монументальностью? Снимайте город, природу, обычных людей. Потому что потом всё будет не так, как сейчас», — Эдуард Раненко говорил это своим молодым коллегам. Запомним его таким.

«Ребята, зачем вы увлекаетесь монументальностью? Снимайте город, природу, обычных людей. Потому что потом всё будет не так, как сейчас», — Эдуард Раненко говорил это своим молодым коллегам. Запомним его таким.

Фото: Александра КОЧЕВНИКА

Вспоминая оператора, режиссёра и журналиста Эдуарда Раненко

Когда его спрашивали, почему вы не снимаете художественные фильмы, он говорил: «Неинтересно. Там всё придумано. Я снимаю жизнь». Но, снимая эту самую жизнь, был художником.

В его фильме «Где София, тут и Новгород» голубка взлетает с креста. А потом идёт хроника военных лет. Сделали деревянную копию верхней части креста, посадили живого голубя — он и полетел. Образ, отсылающий к легенде, — город стоит, пока птица на кресте. 

Он снял более двух десятков фильмов, посвящённых истории и культуре Новгорода. Но прежде всего он был летописец — четверть века работал в корпункте Ленинградской студии кинодокументалистики, подготовив более 1200 сюжетов. Люди постарше помнят, что в кинотеатрах перед картиной показывали журнал «Наш край». Теперь это история. Вот он её отображал.

Заслуженный деятель искусств РСФСР. Первый в области. Он и в жизни выделялся из общего ряда. Шевелюра, кожаный пиджак, сигарета, нога на ногу. Говорят, принять такую параллель мог только он. Подвижный, иногда резкий в поступках. Не терпел необязательности. Говорил прямо, жёстко, но уважая литературную норму.

И физик, и лирик

Известный киновед Виталий ПОЗНИН рассказывал: «Когда я увидел его первый раз, то почему-то сразу припомнился усатый казак с картины «Покорение Сибири Ермаком», что сидит в лодке на переднем плане, крепко сжимая в руках ружьё. Его худое лицо сосредоточено, он весь собран, готов ко всему» (Михаил Раненко, «Воспоминания о Мастере», 2016 г.).

Собран казак был в союзной мастерской — корни украинские и молдавские. Родился в Дебальцево. Место это в наше время сделал известным Дебальцевский котёл, 2014 год. Когда-то и семью Раненко настигла, согнала с родных мест война: Дальний Восток, 1941 год. Детство в «солнечном» Магадане, учёба в Чите. Окончил физмат, преподавал в школе, но увлёкся съёмками.

Когда в новгородском корпункте образовалась вакансия, Раненко уже оканчивал ВГИК. Лучшей рекомендацией были его работы. Шёл 1969-й…

Дано, да не издано

Он как-то быстро стал новгородцем. Способности, свежий взгляд, обстоятельства тоже — на съёмки фильма по сценарию писателя Сергея Смирнова «Комендант Долины смерти» был заказ. Лента посвящалась поисковику № 1 — Николаю Орлову. Этим фильмом Раненко был ранен. Вмешался КГБ, и пронзительный киносюжет так и не вышел на экраны.

Раненко открыл новгородцам «председателя земного шара» Велимира Хлебникова, доказал, что настоящая могила поэта — в Крестецком районе. Участвовал в создании музея в деревне Ручьи. «Это не просто поэт. Он серьезно занимался математикой. И был философом. Обладал даром предвидения», — говорил Эдуард Васильевич (Евгений Мальков, «Кинохроника длиною в жизнь», «Новгород», 1995 г.). А фильма про Хлебникова у Раненко тоже нет. Не сложилось.

Пользовался словесными придумками Хлебникова — «нехотяями», «какнибудцами». И сам был придумщик. Его сын Михаил РАНЕНКО вспоминает, как отец, подтрунивая над ним, называл «Шыштаковичем». За внешнее сходство.

Михаил Эдуардович — кандидат наук, специалист в музыкальной педагогике.

— Но умение подбирать на слух — это от отца, — говорит он.

На огонёк

Эдуард Васильевич играл на аккордеоне, в молодости выступал в составе студенческого джаз-оркестра. Прекрасно разбирался в живописи. В литературе превыше всех ставил Пушкина. И говорил: «Читать надо своё!» Благодаря разносторонней творческой натуре Раненко корпункт на Славной прослыл негласным центром культуры. В гостях у него бывали известные люди: Валентин Распутин, Виктор Астафьев… 

Заглядывали сюда и иностранцы. Майкл Пейлин, британский актёр и телеведущий, так описывал сцену прощания: «Никогда ещё мир не видел столько рукопожатий, поцелуев и объятий». При этом «Майкл Эдвардович» сильно хвалил «рашн уиски». Раненко, грешным делом, имел аппарат собственной конструкции.

Ручная работа

Для него в порядке вещей было сконструировать кран, поднимавший оператора на несколько метров. Мог собрать телевик, выточив линзы, что называется, на коленке.

Любил местных Кулибиных — братьев по духу. Выискивал, показывал в киножурнале «Наш край». После одного такого сюжета к мужику, который у себя в колхозе создал автоматическую линию переработки зерна, приехали из ЦК КПСС. И давай слать делегации из институтов и с заводов — учитесь!

Однажды подготовил критический материал про новгородское производство сельхозмашин. В поле техника сразу ломалась. После показа сюжета директор был уволен… с повышением в должности.

Настали перемены. Познин вспоминал, как они с Раненко с упоением следили за трансляцией Съезда народных депутатов. Вот она — свобода! «Но по мере того, как в речах сгущались злоба и отрицание ради отрицания, Василич становился всё мрачней: «Наверное, не стоило ворошить это болото. Постепенно что-то улучшать в России никогда не умели». Он уже видел на горизонте новый тип — «шустрых людей».

«Могу рассказать…»

— Мне кажется, он мог бы стать знаменитым на всю страну, — считает Валерий РУБЦОВ, директор Киномузея. — У него был свой взгляд по самым разным вопросам. Он откликался на злобу дня. Хотя, конечно, прежде всего был художник, а не трибун. 

— Его меткие фразы захочешь — не забудешь, — продолжает Олег СЕРГЕЕВ, руководитель киномастерской музея. — Один из фильмов, представленных на фестивале, организатором которого был сам Эдуард Васильевич, он назвал «персидской княжной на советском ковре».

А потом пригласил их к себе: «Я могу рассказать, как снимать правильно». Школа кинооператоров была там же, на Славной. Совершенно бесплатно! Раненко делился профессиональными секретами, демонстрировал «фокусы» изобретательности: какие забавные кадры получаются через оргстекло, доведённое до волнообразного состояния, как замечательно течёт мёд, если вместо него использовать эпоксидную смолу.

Что ученикам всегда импонировало в творческой манере Раненко, так это его умение быть незаметным. На съёмочной площадке он будто исчезал. Не видя человека с камерой, люди вели себя естественно. Для учеников он был Мастер.

Посвящение

Закрылся корпункт, домик на Славной оказался в частных руках. Эдуард Васильевич перенёс удар. Вернулся к работе, снимал учебные и просветительские фильмы для университета. Пик был пройден. Силы были не те.

Он смотрит на нас с музейной стены. Прекрасные фотоработы Александра Кочевника.

Сегодня при Киномузее существует детская школа-студия имени Э. Раненко. В январе там стартует новый проект. Идея — киножурнал. Тема — чем можно гордиться новгородцам. А много чем можно. Не зря отдельная комната в музее отведена под радиоэлектронику. Дети не знают, что у нас выпускали видеомагнитофоны, камеры, телевизоры, что новгородское оборудование летало в космос и ходило в Северный Ледовитый океан на атомоходе «Ленин». Сюжеты Раненко, а часть его архива хранится в Киномузее, конечно же, будут использоваться в этом проекте.

По правде, с наследием Эдуарда Васильевича не всё так уж хорошо. Хотя читая относительно недавние (2016 года) корреспонденции о памятном вечере в честь его 80-летия, так не подумаешь. Столько фильмов Раненко было в программе показа Киноцентра! Однако фильмы эти по-хорошему нуждаются в реставрации и оцифровке.

Мы с Шуманом

Михаил Раненко любит пересматривать «Ночь разведённых мостов». Камера — его отец, режиссура — Николай Обухович.

Безмятежный 1977-й, ему 17 лет, белые ночи, романтика, кино. Оно рождалось у него на глазах. И он принял в этом участие, подсказав авторской группе музыкальную тему — «Карнавал» Роберта Шумана. По первоначальному замыслу по ночному Ленинграду прогуливались Пьеро, Арлекин и девушка-балерина. Прогулка завела в творческий тупик. А Михаилу персонажи напомнили «Карнавал», пройденный на втором курсе. 

Посмотрите этот фильм. И вы тоже захотите в тот Ленинград. Где много-много разных лиц — мечтательных, задумчивых, весёлых. Молодых и не очень. И ни одного злого. И даже слон, такой добрющий, бережно поднимает хоботом маленькую куклу, оказавшуюся на его пути, и отдаёт владелице. А платье, побывавшее на мостовой, белое-белое…

Так будет когда-нибудь ещё?..

Теги: Эдуард Раненко, кино .Великий Новгород