Четверг, 26 декабря 2024

Редакция

Из Арктики – с любовью

altПотомки новгородцев, укрывшихся от преследований Ивана Грозного на краю света, мечтают посетить историческую родину

Фольклорный коллектив села Русское Устье, что в Якутии, решил принять участие в празднествах, посвященных 1150-летию России, которые состоятся в следующем году.

Дело вроде обычное. Однако любопытно: жители этого села считают себя потомками новгородцев, более 400 лет назад пришедших морским путем в устье Индигирки и сумевших выжить и укорениться на южном берегу Северного Ледовитого океана. Теперь в связи со знаменательной датой Русское Устье хочет припасть к русским истокам.  

Кто они? 
Русскоустьинцы — отдельная культурно-этнографическая группа русских — неплохо изучены. Например, в 1986 году в издательстве «Наука» вышла книга «Фольклор Русского Устья». Для историков и лингвистов маленькая этногруппа, насчитывающая около тысячи человек, представляет огромный интерес как островок культуры, сохранивший старинные сказания, песни, диалект XIV—XV веков, хоть и с примесью туземных наречий.

Настоящим первооткрывателем Русского Устья стал эсер Владимир Зензинов, сосланный в этот край в 1912 году. Спустя два года вышла его книга «Старинные люди у холодного океана». Позднее здесь же в составе исследовательской научной партии побывал Александр Биркенгоф. И, пораженный, написал книгу «Потомки землепроходцев». С тех пор и спорят исследователи, откуда же есть пошли русскоустьинцы. По Биркенгофу, их предки — казаки, пришедшие в 1638 году. Зензинов же придерживался легенды, которую веками лелеяли сами жители села, убежденные в своем происхождении от новгородцев, на рубеже 60—70-х годов XVI века пустившихся в тяжелый и полный опасностей путь туда, где грозный царь их не достанет.   

Церковь, баня и кабак
alt— Для историка важен материальный факт, — говорит член правления общественной организации «Русское Устье» Игорь ЧИКАЧЕВ. — Нет письменного источника — нет и доказательств. Но откуда же взяться этому источнику, если люди, оказавшись в экстремальных условиях, не смогли сохранить письменность? Вся информация передавалась изустно.

Впрочем, русскоустьинцы — сами себе исследователи и археологи. Несколько лет назад им случилось обрести, как они считают, бесценную находку — шахматную фигурку из моржового бивня. Игорь Чикачев был тому свидетелем: «Один из наших хотел земли взять на могилку отца. Сгреб, а там оказалась фигурка коня».

Фигурка сейчас хранится у Иннокентия Новгородова. Кому еще беречь такую реликвию, прямо указывающую на новгородское происхождение? В Русском Устье прекрасно знают, что в старину культурные новгородцы любили игру в шахматы.

Игорь Алексеевич по образованию — экономист, а по жизни — русскоустьинский патриот. Автор пьесы «Матерь дальняя». В ней он облек в художественную форму предания о происхождении поселения. Среди персонажей есть и его предок — боярин Чихачев по прозвищу Муха.

— Чихачевы стали Чикачевыми, поскольку якутским чиновникам было не выговорить букву «х», — смеется собеседник. — Обладателям многих других наших коренных фамилий — Киселевым, Суздаловым, Шелоховским, Голыжинским — повезло больше. Так вот, предание гласит, что основатели Русского Устья пристали к берегу на 14 кочах. В каждом таком судне помещалось до 30 человек. Люди они были не бедные, ведь снарядить «экспедицию», как вы понимаете, было не просто. Кочи разобрали, построив избушки, церковь, баню и кабак.

Русскоустьинец был последним, больше некому будет выйти из лесов или болот и живым образом напомнить, что представляла собой Русь в волшебном обрамлении тусклого далека.
Валентин Распутин

Не удивляйтесь, натуральный кабак! Для нас смешно. А для них, наверное, это нечто вроде клуба. Опять-таки предание гласит, что переселенцы привезли с собой много спиртного. И в первую зиму изрядно его употребили. Хотя не так-то у нас и холодно — минус 40—45 градусов. В континентальной Якутии зима морознее. Конечно, должно было пройти время, пока люди приспособились. Научились песца добывать, рыбачить. Место у нас очень рыбное! 

Под защитой Богородицы
71-й градус северной широты, среднегодовая температура — минус 15. Но главный феномен Русского Устья — это все-таки сохранение культурной идентичности. «На Лене, Яне, Колыме, да и Индигирке тоже (...) русские деревни за века оказались сильно объякученными, порой чуть ли не до полной потери собственного лица и языка», — пишет Валентин Распутин в очерке «На Индигирке, рядом с океаном». А Русское Устье, говоря его словами, стояло, как крепость, «ворота которой открывались, чтобы впускать, но не выпускать». Откуда такая стойкость?

— Предки наши от начала положили строго соблюдать обычаи и держаться православной веры, — продолжает Игорь Чикачев. — И когда брали в жены юкагирок, обязательно венчались.

По сей день русскоустьинцы — большие упрямцы. Несмотря на то, что у каждого в жилах течет кровь коренных восточносибирских народов, записываться в юкагиры, эвенки или якуты не желают. И льготы (например, детям легче было бы поступать в вузы) их не прельщают. Надеются, что их самих признают-таки малой народностью Севера.  

Как знак свыше восприняли в Русском Устье переданную им епископом Якутским и Ленским Зосимой копию иконы Знаменской Божией матери. Взамен святыни, которая провела их предков через океанские бури, но, увы, была утрачена в эпоху коллективизации. Надо ли говорить, что русскоустьинцам Знаменская Божия матерь особо дорога тем, что почитаема в Великом Новгороде? И все же...

Устье мелеет
altОт Якутска до райцентра Чокурдах — три с половиной часа лета. От Чокурдаха до самого Русского Устья авиасообщения с 90-х годов нет. Дорога по Индигирке или по тундре — 120 километров. Случись роженицу в больницу везти — вся надежда на моторную лодку или на «Буран».

Когда-то Зензинов произвел в Русском Устье фурор, продемонстрировав керосиновую лампу. Спустя столетие селение по-прежнему на очень большом удалении от благ цивилизации. О таком комфорте, как туалет с унитазом, жители могут только мечтать. Ладно бы только это. Веками жили — не тужили. С традиционными промыслами, которыми всегда кормилось Русское Устье, а это рыбная ловля и добыча пушнины, стало напряжно. Страна у нас одна, законы едины. Поэтому квота на промысел и возле Северного Ледовитого — квота.    

Вот и шутят невесело аборигены: мол, предки наши сбежали от государства, но оно все-таки догнало. И потихоньку пакуют чемоданы. В Русском Устье осталось около 130 постоянных жителей. Сородичи их и земляки — кто в Чокурдахе, кто в Якутске, а кто уже и в Центральной России обосновался.

Позови меня
Ко всем бедам примешивается еще и недопонимание национальной особенности русскоустьинцев со стороны местных властей. Уроков русскоустьинской культуры в школе не стало. Еще вопрос, поможет ли алмазная Якутия отправить делегацию в Великий Новгород. В 2009 году, когда праздновалось 1150-летие нашего города, такой поддержки не было оказано. Но Игорь Чикачев и его земляки верят, что вторая попытка окажется  успешной. И очень ждут, что «матерь дальняя» позовет их на праздник.

— Думаю, что так и будет, — говорит заведующий отделом по культурному наследию администрации Великого Новгорода Владимир ОРЛОВ. —  Оставим ученым споры о том, действительно ли Русское Устье основано новгородцами. Да и надо ли в данном случае мерить сугубо историческим аршином? Если так подходить, то кто из нас самих докажет, что его предки жили здесь до завоевания Новгорода Иваном Грозным? Главное — кем считают себя сами жители Русского Устья. И то, как они этим дорожат. Надеюсь, что в следующем году мы с ними встретимся, и их выступление станет изюминкой нашего праздника. 

Комментарий
Владимир КОНЕЦКИЙ, кандидат исторических наук:

— Преданий об особой роли новгородцев в Сибири много. И в тамошней лексике можно легко обнаружить связь с Новгородом. Например, шелонник на Байкале прямо связан с названием ветра на Ильмене. Правда, время активного освоения Восточной Сибири — это всё-таки не XVI век, а XVII. Конечно, жители Русского Севера, исторически тесно связанные с Великим Новгородом, в этом активно участвовали. При этом переселенцы, чтобы выжить, перенимали у аборигенов тип хозяйства, женились на местных женщинах. В результате появлялись своеобразные этногруппы, как бы законсервировавшие особенности культуры XVII века. Чем, собственно говоря, сегодня для нас они и ценны. Но как бы мы ни относились к легендам о полярных плаваниях наших земляков в древности, очень приятно, что так далеко от нас живут люди, считающие себя новгородцами по происхождению. И так бережно сохраняющие эту память.

Василий ДУБОВСКИЙ
Фото предоставил Игорь Чикачев