Владислав МИСЕВИЧ знает всё о сценическом долголетии
С первых рядов зрительного зала до сцены рукой подать. И всё же отделённые рампой и высотой подмостков «Белорусские песняры», заглянувшие в Великий Новгород с гастролями, выглядят далёкими и недоступными.
Совсем другими, настоящими и простыми, музыкантов можно увидеть, «случайно» оказавшись у гримёрки, где легендарная шестёрка готовится к выступлению.
Последние глотки тёплого чая, специальные упражнения для дыхания, сосредоточенность и готовность к работе. Отсутствие суеты и спешки объясняется просто: за плечами у коллектива четыре десятка лет творчества. Наверное, именно благодаря большому опыту, уверенности в себе на предложение корреспондента «НВ» немного пообщаться перед концертом белорусы откликаются согласием. С шутками и прибаутками вроде: «Пусть Владислав и отдувается, он у нас всегда бросается на амбразуру!» мне представляют Владислава Мисевича, одного из основателей и корифеев «Белорусских песняров». Несмотря на ограниченное время мы успеваем поговорить о всех больных вопросах современной эстрады. О них Мисевич знает не понаслышке.
— Владислав Людвигович, в своё время пресса называла «Песняров» первой фолк-рок-группой.
— Да, так нас называли, но в Америке. Серьезному анализу творчества музыкантов за границей вообще уделяется гораздо больше внимания, чем у нас. Впрочем, если говорить объективно, то серьёзные отечественные критики молчат об эстрадной музыке неслучайно. Её, как ни крути, становится всё меньше. Что же касается фольклора, то интерес к нему всегда был волнообразным: в своё время нам удалось попасть на пик популярности.
— Мне кажется, что если не пик, то определённый всплеск интереса к фольклору в музыкальной культуре можно наблюдать и сейчас. Взять хотя бы популярные русские проекты «Пелагея» и «Мельница»…
— Сейчас такого интереса к фолку, как в прошлом, всё равно нет. Тем не менее мы часто работаем с группой «Пелагея». Это абсолютно другое направление фольклора, диаметрально отличающееся от того, что делают «Песняры». Не берусь оценивать, потому что я не критик, но, на мой взгляд, группа очень интересная и профессиональная. А то, что они строго придерживаются однажды выбранного направления и то, что у них есть своя вполне определённая публика, только доказывает: их творчество интересно слушателю. То же самое могу сказать и про проект «Мельница»: долголетие на сцене — уже показатель качества. Другое дело, что само понятие «долголетие» сегодня стало куда скромнее. Вспомните хотя бы в холостую выстрелившие шесть «Фабрик» на Первом канале. Пара достойных человек были, но большинство растворились в общей массе попсы. А ведь для настоящего артиста «раствориться» — самая настоящая трагедия.
Вспомните хотя бы в холостую выстрелившие шесть «Фабрик» на Первом канале. Пара достойных человек были, но большинство растворились в общей массе попсы. А ведь для настоящего артиста «раствориться» — самая настоящая трагедия
— То есть состояние современной эстрады вас в восторг не приводит?
— Мне сложно сказать, в чём конкретно проблема, но очевидно одно: сегодня мы наблюдаем засилье попсы, каждый ощущает негатив, который идёт от этого слова. Это с одной стороны, но есть и другая… Раз они существуют и лидируют по многим позициям, входят в так называемую элиту, то кому-то это всё-таки нужно. И не так уж важно для чего: чтобы продюсеры могли заработать деньги или слушатели поверили в красивую жизнь. Единственное, что может перешибить попсу, — пожалуй, шансон. Но стоит ли делать это?
— Есть ли вообще на нашей эстраде те, кто обошелся без «фабричной» помощи?
— Григорий Лепс, Стас Михайлов, Елена Ваенга — три человека, чьи кассовые концерты на данный момент идут лучше всех. Они появились на сцене и стали широко известны прежде всего благодаря своему таланту, а не с помощью протежирования. Я не отношу себя к числу их поклонников, но соглашаюсь с тем, что в творчестве каждого есть интересные моменты. Обратите внимание: они появились на публике уже в солидном возрасте. И это не мешает мне говорить, что их творческий путь или только начинается, или ещё достигнет своего апогея. Возможно, такие артисты и способны слегка притушить тот негатив, который связывается с попсой. Впрочем, изменить давно приевшийся ТВ-формат им вряд ли под силу.
— Говоря о ТВ-формате, вы имеете в виду что-то конкретное?
— Заметили ли вы, что интересных телевизионных программ сегодня просто нет? В этом случае я не делаю разницы между русским и белорусским телевидением. В своё время мы считали: «Два рояля» — очень скучная передача. А теперь оказывается, что это гораздо интереснее того, что мы имеем сейчас. Не скрою, на днях мы и сами участвовали в записи одной из телевизионных программ, не буду говорить, какой именно. Посмотрим, что получится в итоге, но особого энтузиазма у меня это не вызвало: стандарт кочует с канала на канал.
— Сегодня «Белорусские песняры» живы за счёт старых хитов. Не забывают ли вас в шоу-бизнесе?
— Да, многие уже не знают, кто такие «Песняры», но приглашения есть, кассовые концерты тоже случаются. — Я думаю, наш большой рабочий «стаж» можно объяснить человеческим отношением к публике. Работая серьёзно, артист должен посмотреть, к чему публика тянется, прислушаться к ней. Нередко слушатель даёт понять: это слишком умно, а это чересчур заджазованно. Мы всегда учитывали интересы публики, но в то же время позволяли себе некоторые эксперименты. Бывало, давали большой концерт из двух отделений, полностью состоящий из белорусских песен, потом принимались за рок-оперу и всегда оценивали реакцию. Общение с публикой — двусторонний процесс: где-то под неё нужно подстраиваться, в другом случае, наоборот, направлять ее по иному пути.
— Есть ли у вас ностальгия по прошлому?
— Рассказывая о «Белорусских песнярах», журналисты любят называть фантастическое количество участников, прошедших через коллектив за время нашего существования. Вспоминают расколы группы, перерождение «Песняров» в «Белорусских песняров» и многое другое. Я был в группе с момента её основания и до сегодняшнего дня. За эти четыре десятилетия через группу прошло от силы человек тридцать. Всё это наша история, о которой мне в большинстве моментов приятно вспоминать. А ностальгия…
Нередко нам приходилось гастролировать в провинциальных домах культуры. Так вот в одном из них на пианино стоял графин с водой. Зимой вода замерзала, потому что не было отопления. Сейчас такого, к счастью, уже не встретишь.
Мария КЛАПАТНЮК
Владимир МАЛЫГИН (фото)