Ведь педагог считает свой выбор соседей по парте оправданным и не любит родительских советов и сомнений». Вопрос Марины Л., думаю, понятен и интересен многим родителям школьников. Исходя из этого предложу свое видение описанных проблем, поскольку их, по меньшей мере, три:
• резко снизившаяся успеваемость Наташи;
• нежелательное, по мнению мамы, влияние на нее нового соседа по парте;
• беспокойство мамы о том, что ее разговор с учительницей может повредить дочери.
Итак, второклассница Наташа «съехала» с пятерок на двойки. Возможно, уважаемая Марина, есть доля истины в предположении, что виною всему ее новый сосед по парте. Но я бы предложила рассмотреть и другие, не менее подходящие к случаю варианты. Возможно, до последнего времени учительница не предлагала детям контрольных работ, и Наташа получала хорошие отметки за домашние задания, например, или устные ответы, что, как правило, проще. Нередки случаи, когда родители ежедневно контролируют выполнение уроков, проверяют, исправляют ошибки, заставляют переписывать. В результате — хорошая отметка. Родители довольны, хотя оказывают ребенку медвежью услугу: во-первых, оставшись без маминой поддержки, один на один с заданием, он теряется и не может справиться с контрольной, а во-вторых, у ребенка не развивается ответственность за процесс и результаты обучения. Нельзя исключить ситуацию, когда во время контрольной работы, диктанта, экзамена у детей с заниженной самооценкой проявляются повышенная тревожность, страх перед плохой отметкой, наказанием, порицанием — это «парализует», мешает сделать даже то, на что ребенок способен.
Узнайте мнение Наташи о причинах ее плохих отметок: не поняла, не выучила, забыла, неправильно переписала задание, не успела до конца урока, волновалась… Как видите, возможных причин множество, и чтобы делать выводы и давать рекомендации, их следует уточнить. В этом вам поможет не только разговор с дочерью, но и с учительницей. Только я рекомендую начать его не с претензий к новому соседу, а с искреннего вопроса о том, почему, по ее мнению, Наташа так плохо справляется с контрольными работами. Выслушайте ее внимательно. Хороший учитель, который ежедневно и профессионально наблюдает за ребенком в течение нескольких часов, способен объективнее, чем родители, оценить способности, возможности и особенности ученика, подсказать правильное решение.
Что касается Наташиного соседа по парте, вы же понимаете, Марина, что вашу девочку и теперь, и в будущем будут окружать самые разные сверстники, способные оказать на нее самое разное влияние. Думаю, вам не хочется, чтобы ее поведение определялось не ее собственными взглядами, убеждениями, правилами, а поведением того (тех), кто рядом. Если вы уже теперь видите, что ваша девочка чересчур зависима, вам следует предпринять целенаправленные усилия, чтобы она становилась более уверенной, самостоятельной и независимой.
Постарайтесь не откладывать проблему в долгий ящик, неразумно надеяться, что все как-то само собой утрясется. Ваш ребенок переживает ответственный период развития, предшествующий пубертатному, подростковому. Все нерешенные проблемы, которые сегодня кажутся незначительными, через 3—4 года заявят о себе в полный голос, и справиться с ними будет гораздо сложнее, чем сейчас.
В завершение, уважаемая Марина, хочу еще раз обратить внимание, не только ваше, но и других родителей, на необходимость постоянного эмоционального контакта с ребенком. Не ругать, не наказывать, а доброжелательно расспрашивать, спокойно разбираться, помогать и поддерживать — в этом залог взаимопонимания с ребенком, доверия с его стороны и надежды на желаемые результаты. Надеюсь, что мои рассуждения по поводу ваших вопросов помогут вам принять правильное решение, и школьные успехи Наташи будут вполне соответствовать ее возможностям и способностям. Желаю вам обеим взаимной любви и согласия.
Рубрику ведёт
врач-психотерапевт
Людмила Николаевна ЛОРДКИПАНИДЗЕ