Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Плоды труда

Свыше трёх часов профессионалы кадровых служб крупнейших промышленных компаний региона, учёные НовГУ и представители служб занятости обсуждали в редакции «НВ» проблемы и перспективы новгородского рынка труда. Встреча состоялась при конструктивной поддержке рекрутинговой компании «Бизнес Персонал».

Какой он, человек труда, в условиях нового рынка? Что предлагают предприятия для удержания ценных кадров и чем чревата утечка новгородских мозгов? Почему так велик разрыв между потребностями компаний и выпуском молодых специалистов… Вот далеко не весь перечень проблем, которые удалось обсудить.

Ищем ресурсы

Александр АЛИСИЕВИЧ, председатель комитета труда и занятости населения Новгородской области:

— Процесс трудоустройства, не побоюсь этого слова, вечен, тем более когда, как сейчас, на предприятиях идет смена поколений. В целом статистические сведения говорят о том, что мы наблюдаем положительную динамику в экономике, что сказывается на росте предложений от работодателей.

Официально в абсолютных цифрах у нас число незанятых — около 4 с половиной тысяч человек. Безработные должны быть, но в разумных пределах. Это как щука в реке, чтобы карась не дремал. Сегодня мы почти подошли к докризисному состоянию рынка труда. Причем количество вакансий в банке данных — свыше 8 тысяч. Качество этих предложений таково: порядка 70—75% — это рабочие специальности. И должен сказать, что на протяжении последних 20 лет картина не меняется. В Великом Новгороде, например, средняя зарплата по вакансиям на октябрь — 11 с половиной тысяч рублей. Но есть и профессиональные безработные, которые пользуются своим правом получать пособие, не помышляя о реальном трудоустройстве.

На мой взгляд, сегодня ситуация на рынке труда требует от общества, в том числе и от СМИ, большего внимания к престижу рабочих профессий и специальностей инженерно­технической направленности. Я сам, посещая предприятия, порой удивляюсь, насколько высоки технологии сегодняшнего производства и какого качества оборудование. Чтобы с ним работать, нужно, пожалуй, иметь высшее образование, но люди с дипломами вузов на такую работу идти не хотят — непрезентабельно.

Где взять рабочие руки? В силу демографических причин внутренних резервов у Новгородской области не так много. Поэтому мы год назад запустили программу переселения соотечественников из­за рубежа, а в этом году ее расширили. Теперь она действует во всех районах области, за исключением Великого Новгорода. Ждем «рожденных в СССР», обеспечиваем проезд, частично оплачиваем аренду жилья… (Более подробно о программе переселения соотечественников «НВ» расскажут в одном из ближайших номеров). В этом году потратим на это миллион рублей. Если бы еще и работодатель присоединился к нам со своей помощью, было бы вообще замечательно.

Виктор ПРОКОФЬЕВ,
декан юридического факультета НовГУ:

— Хотя здесь речь идет больше о технических специальностях, а я представляю гуманитарные, хочу озвучить свою точку зрения: не бывает перепроизводства на рынке труда. Почему мы боимся конкурса? Пусть работает здоровая конкуренция за хорошую зарплату и условия труда. Она все расставит на свои места. И как бы ни говорили о «ненужности» определенных специальностей, в частности юристов, я скажу: у нас на них сохраняется стабильно высокий спрос. Когда в Новгородской области стали формировать институт мировых судей, наши выпускники практически полностью составили его костяк. Это как раз тот самый случай, когда из 100 профессионалов, представленных на рынке, можно выбрать 50 лучших. А хороших специалистов всегда мало.

Если человек чувствует, что попал в профессию случайно, он всегда может получить второе образование. Пусть за свои деньги, но оно того стоит.

Счастье на стороне

Юлия РОТАНОВА, директор рекрутинговой компании «Бизнес Персонал»:

— Из области уезжает слишком много молодых новгородцев, и баланс не восстанавливается. Например, в прошлом, 2010 году в другие регионы России из области переселилось 2 тысячи 300 молодых людей, что в два раза больше, чем приехало к нам на постоянное место жительства.

Скажу по опыту своей работы: в последнее время при собеседовании сталкиваемся с тем, что молодые менеджеры с хорошим стажем работы намереваются уехать за границу. Говорят, что не видят для себя перспективы. Дескать, зарабатывать в России легче, а тратить деньги нужно за рубежом.

Другой негативный тренд — состояние здоровья новгородского населения. Мы опережаем по заболеваемости органов дыхания, пищеварения, нервной системы, системы кровообращения и Северо­Запад в среднем, и Россию. Добавлю, что более 1% от общего населения работоспособных мужчин находится в местах лишения свободы, это примерно 5 тысяч человек. Плюс у нас 80 тысяч инвалидов в области, это тоже серьезное ограничение по трудовой деятельности.

Ещё десять лет назад мы говорили, что незаменимых у нас нет и работник не может диктовать свои условия работодателю. Но особого притока рабочих рук нам ждать неоткуда: здорового, обученного и мотивированного работника на блюдечке с голубой каемочкой никто не принесет.

Вопрос: с кем работать? Могу работодателям рекомендовать следующее: лечить, учить и проводить оценку эффективности труда каждого сотрудника. Если у него нет успехов на одном рабочем месте, нужно предложить другое, переобучив.

Реальней не бывает

Валерия БУХАЛЁВА,
менеджер по персоналу
ЗАО «Чудовоагрохимсервис»:

— Мы хотели у себя трудоустроить инвалидов, обращались по этому вопросу с просьбой о помощи в службу занятости, но нам заявили, что инвалиды по общему заболеванию не попадают в специальную программу, объявленную ранее. А ведь именно таких людей с инвалидностью по общему заболеванию у нас большинство. Кроме того, требуется, чтобы инвалид был официальным безработным. Нам что, их увольнять, а потом заново принимать?

Тамара МИЛЮТИНА, заместитель директора Новгородского городского центра занятости населения:

— В службе занятости состоит на учете много инвалидов. Мы даем предприятию 50 тысяч рублей на обустройство рабочего места для одного инвалида, именно стоящего у нас в базе данных. И, наверное, это выход — уволить и принять.

Потратить деньги можно и на специальное оборудование, и на дополнительные сервисы. Таким образом удалось трудоустроить 10 человек, еще по такому же числу работаем. Деньги есть, но к нам из работодателей почти никто не обращается. А на ваш вопрос отвечу: сейчас мы пересмотрели параметры программы и включили туда инвалидов по общему заболеванию. Причем на предложения о трудоустройстве инвалидов охотнее откликаются малые предприятия. Но похоже, что в следующем году этой программы не будет.

Елена СЕВОСТЬЯНОВА, представитель Угловского известкового комбината:

— У нас, в Окуловском районе, острая нехватка кадров. Причина — и просто в недостатке трудоспособного населения, и в социальных пороках. Я приехала в Новгородскую область из Белоруссии, где, работая на одном из предприятий в отделе кадров, могла выбирать свободно из восьми претендентов семь. Да, на комбинате непростые условия труда, но и оплата для работников достойная — почти 17 тысяч рублей в месяц. Однако порой приходится так: два дня назад уволишь человека за прогулы, а на третий снова принимаешь, иначе производство встанет.

Вот мы сейчас говорим о программе переселения соотечественников из­за рубежа, почему же не сделать такие же льготные условия для переезда трудоспособных людей внутри страны? Ведь много желающих уехать на «большую землю», например, из северных районов, где закрываются предприятия. Они бы рады пойти работать к нам, но там нет денег на переезд и первые месяцы жизни, даже если мы как работодатели готовы предоставить им жилье.Рабочим — зарплату, студентам — работу.

Сергей БУСУРИН, главный специалист по организации управления производством и социальным проектам ОАО «Акрон»:

— К сожалению, приходится констатировать, что сегодня проф­образование в России по­прежне­му остается несбалансированным. Этот перекос образовался в начале 90­х годов в сторону высшего образования. Налицо нехватка специалистов, выпускников начального и среднего профессионального образования. А это фундамент любого предприятия. Если этой проблемой не заняться всерьёз, то ни один стратегический план по развитию страны, региона или города не будет выполнен.

Казалось бы, в каждой школе есть ответственный за профориентацию школьников. Но, по сути, эта работа ведётся неэффективно. Нет связки между теми, кто учит, и теми, кто принимает на работу. Нет общения между работодателями и педагогами учебных заведений, то есть между заказчиком и поставщиком.

На мой взгляд, в планах развития экономики ученые не учитывают очень важный момент — воплощать их в жизнь будет просто некому. Уже сегодня на рынке дефицит рабочих. Подготовка специалистов должна вестись с учётом реальных потребностей экономики в условиях модернизации. «Акрон» выступил с инициативой разработать и реализовать кадровый проект совместно с университетом, в рамках которого НовГУ обучает студентов, а «Акрон» предоставит возможность прохождения практики на предприятии с возможностью дальнейшего трудоустройства. Результат такого сотрудничества — открытие новой специальности «Фундаментальная и прикладная химия» в вузе.

Поступившим туда ребятам с четвертого курса предприятие ежемесячно выплачивает стипендию (при условии заключения договора о взаимных обязательствах), предоставляет оплачиваемые рабочие места в период прохождения практики, трудоустраивает выпускников после окончания обучения. Можно констатировать, что спрос на многие технические специальности растет. Предприятия Великого Новгорода по заявке до 2014 года уже хотят получить от Новгу 816 специалистов, из них химиков — 251.

По прогнозам, в ближайшие годы почти треть работающих должна уйти на пенсию по возрасту, и если положение радикально не изменится, то к 2015 году промышленное производство останется без квалифицированных специалистов. И сложившаяся ситуация требует принятия быстрых и эффективных решений по развитию социального партнерства — работодателей, системы профобразования, профсоюзов, органов по труду и занятости в сфере подготовки и переподготовки кадров.

Владимир ТИМОФЕЕВ, директор
Политехнического института:

— По нашим данным, только 20% выпускников школы в состоянии осваивать программы высшей школы, и едва ли не весь первый год мы тратим на то, чтобы они догнали школьную программу. Это говорит о том, что в школах не дают качественной основы для инженерного образования, особенно это касается точных наук — физики, черчения… Мы даже выходили с предложением к новгородским предприятиям о дополнительном образовании действующих инженеров­производственников в качестве преподавателей физики для школ. Но отклика не получили.

Мы, представители высшей школы инженерного профиля, считаем обязательным, чтобы наши студенты имели определенные навыки рабочих профессий, это один из элементов образования инженеров. Это позволяет им социализироваться даже в том случае, если человек университет не закончит. Наши студенты начиная с третьего курса, как правило, уже работают на предприятиях. Бороться с этим мы не можем и не хотим. Но в этом есть противоречие: желание работать на производстве не может не сказываться на качестве обучения. Надо законодательно предоставить студенту возможность работать, а занятия переносить либо на первую половину дня, либо на вторую. И тогда мы придем к удовлетворению сторон.

Юлия ГЕНЕРОЗОВА

Фото Владимира МАЛЫГИНА

и Владимира БОГДАНОВА