Вторник, 16 июля 2024

Редакция

Свобода интерпретации

В Москве завершился главный учительский конкурс страны. Новгородская участница Ирина ВЕЙКОВА — о том, что удалось, а что — не очень.

Ирина Юрьевна, вы победитель областного этапа состязания «Учитель года-2010», что и является пропуском в финал. Знаю, что готовиться к заключительному туру начали задолго до него. Понятно, что в учении было тяжело. Легко ли было в бою?

— Еще тяжелее, чем при подготовке. Всего участников финала было 75 человек. Нас поделили на восемь групп. За каждой была закреплена судейская коллегия. График работы был очень плотный: часто что-то менялось в расписании, приходилось на ходу перестраиваться, спали по 3–4 часа в сутки. Главным испытанием стал урок с ребятами. По условиям конкурсанты имеют право выбрать класс, в котором хотели бы провести обсуждение.

Но с конкретной аудиторией нас познакомили буквально за несколько минут до звонка на урок. Кроме того, провести занятие нужно только по той теме, которую на момент состязания проходят в этом классе. Я отдала предпочтение одиннадцатиклассникам. Но в Тульском лицее, где проходил этап конкурса, 11 класс изучает еще программу десятого — они отстают от других на четверть. К такому повороту событий я была не готова, ведь до этого несколько месяцев упорно готовила себя к другим авторам и произведениям. Но ничего, взяла себя в руки, и перестроилась на «Вишневый сад» Чехова, который изучали ребята.

На конкурс каждый из участников приехал с методической разработкой, позволяющей по-новому преподносить детям материал. Я писала работу по теме «Интерпретация текста». На уроках у себя в гимназии № 1 Великого Новгорода старюсь, с учетом сегодняшних взглядов на жизнь, рассматривать произведения с разных ракурсов, чтобы учащиеся почувствовали современность авторов и героев. Вот и тульским лицеистам я предложила в контексте двух образов «Вишневого сада» — гувернантки Шарлотты Ивановны и купца Ермолая Лопахина — задаться вопросами: «Кто я? Зачем я?». Моей целью было донести, что каждый человек, находящийся на определенной социальной ступени, стоит перед выбором: что-то менять в себе, двигаться вперед или ничего не предпринимать. Ребята, как кажется, поняли меня.

— Вы наверняка много общались с коллегами из других регионов. Отличается ли у них подготовка к финалу конкурса «Учитель года» от новгородской?

— Не могу сказать, что я не получала помощи, когда готовилась к конкурсу: всей необходимой литературой, методичками и консультациями меня снабжали сотрудники Института развития образования и
НовГУ. Но этого мало. Во-первых, многие конкурсанты едут на финал в сопровождении помощников-методистов, например, учительнице из Чечни помогал сам министр образования этой республики. Я же поехала одна. Во-вторых, нужен в регионе координатор по данному конкурсу, владеющий полной информацией по подготовке, организационным вопросам, изменениям в условиях. Объясню, что я имею в виду. Я — предметник, то есть у меня узкое направление деятельности. А рабочее название состязания — конкурс образовательных политиков, то есть априори выделялись люди, имеющие опыт руководящей или даже политической работы. И наверное, это правильно: педагог сегодня должен быть лидером, способным заразить своей идеей других.

Нужно понимать, что человек, принимающий участие в конкурсе такого уровня, представляет не себя, а свой регион. Но тогда и подготовка на местах к финалу «Учителя года» должна быть совсем иной. Многие субъекты РФ приглашают к себе для проведения мастер-классов лучших учителей страны. У нас в области такие попытки тоже были, например, в Пестовском и Боровичском районах, но эти инициативы исходят снизу — от конкретных учителей. А нужно, чтобы такие встречи проводились, скажем, на областных курсах повышения квалификации педагогов, и организация обмена опытом координировалась бы региональной властью.

— По общей сумме баллов вы заняли 16-е место, чуть-чуть не дотянув до тех пятнадцати, кто боролся за титул победителя. Довольны результатом?

— Да. Вообще, все конкурсанты были единодушны в том, что участие в заключительном этапе — это уже как приз.Сколько я узнала, пока готовилась к конкурсу! Сейчас вот всерьез задумалась, а не сесть ли мне за кандидатскую диссертацию. Но главное, что много новаторских идей почерпнула от других в ходе состязаний и бесед. И теперь все эти наработки можно пустить в ход — на уроках литературы со своими учениками.