{thumbimage 150px 1}Светлана БЫЧКОВА, учитель русского языка и литературы гимназии № 4 Великого Новгорода, дважды победитель конкурсного отбора лучших педагогов нацпроекта «Образование»: «В День учителя наградили победителей различных профессиональных конкурсов областного и общероссийского масштаба».
Сейчас учителя стали активнее в проявлении своих талантов, не боятся заявляться на конкурсы всероссийского масштаба. Это, безусловно, влияет на престиж профессии. Но не последнюю роль в активности педагогов играют и денежные надбавки. В случае победы, конечно. А также за подготовку победителей предметных олимпиад, учащихся, получивших на ЕГЭ 100 баллов.Чтобы понять, сколько получают сейчас учителя с опытом работы, в качестве примера приведу себя. Стаж - 26 лет, надбавки за различные заслуги имеются. Так вот получаю я 17-18 тысяч рублей. Средняя по области заработная плата. Но нужно учитывать, что моя нагрузка составляет 29-30 часов в неделю при норме на учительскую ставку в 18 часов. Дома меня практически не бывает: сын уже взрослый, ну а муж смирился. Нет, я не жалуюсь, педагогом я мечтала стать с детства и не жалею о выборе. Недавно с друзьями обсуждали тему приверженности профессии, и я поняла, что буду ходить на работу, даже если платить станут меньше. Я не вижу себя вне школы.
Но ведь далеко не все готовы работать на энтузиазме. Я ежегодно курирую практикантов. Одни сразу заявляют, что им нужен лишь диплом, и они никогда не будут преподавать. У кого-то и есть желание работать, но не получается контакта с детьми. Но много талантливых девушек, у которых все получается, но, испытав на себе всю сложность учительской профессии, приходят к выводу, что огромная ответственность и нагрузка несоизмеримы с предлагаемым материальным поощрением, и после окончания вуза не приходят в школы работать.
Да, учителям за победу в различных конкурсах полагаются премии. И это хорошо. Пять лет назад я получила за победу в конкурсном отборе лучших учителей нацпроекта «Образование» 100 тысяч рублей, в этом году - 200 тысяч. Неплохие суммы. Но ведь и победа достается не каждый день, и не за красивые глаза, а за кропотливый труд. И я бы не стала эти деньги плюсовать к сумме своего постоянного дохода - ведь их могло бы и не быть.
А если по большому счету, то состязания - это всего лишь стимул совершенствоваться дальше. Ведь после получения дипломов и премий я иду на работу в школу. В прошлом году взяла снова пятиклассников. Они, в отличие от класса, который выпустила, совсем другие. Таких подвижных и болтливых у меня еще не было. Но в то же время они любознательны, ироничны, пытливы. А это значит, их постоянно нужно чем-то удивлять, потому как ребята ворчат, что им приходится изучать скучных и несовременных авторов. Ребята часто у меня спрашивают: не надоедает ли мне одно и то же столько лет рассказывать? Так ведь не одно и то же. Готовлюсь к урокам к своему, сейчас уже шестому классу, как в первый раз. Потому, что те доводы, которые я приводила учащимся еще два года назад, нынешних тинэйджеров уже не убедят. Ищу какие-то новые интересные факты из жизни писателей или провожу параллели, понятные ребятам.