Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Рабочим местом обеспечен

{thumbimage 150px 1}Профильную подготовку в школе при желании можно сделать такой, чтобы учащиеся в реальности осваивали азы профессии, а не только углубленно зубрили отдельные предметы, которые им, возможно, никогда и не пригодятся в жизни.

Родители, которым сейчас за 35, помнят, наверное, что в бытность их учебы в школах старшеклассники раз или два в неделю ходили на занятия по выбранной профессии в классы или цеха учебно-производственных комбинатов.

И уроки там были практические, то есть если решил научиться кашеварить, то и в теории, конечно, как это делается, узнаешь, но в большей степени - у плиты и с поварешкой. Мастера производственного обучения поблажек никому не давали - и зачеты были, и экзамены по тому, что научился в реальности делать. И свидетельства по окончании с присвоением рабочей квалификации выдавали, по которым, к слову сказать, на работу можно было устроиться.

К сожалению, сейчас нет такой централизованной практики обучения школьников различным специальностям. Зато в учебный план 10-11 классов введены профильные занятия, которые на деле чаще всего оказываются обычным углубленным изучением отдельных предметов.

Но есть всё же образовательные заведения, которые пытаются приблизить это самое профильное обучение к профессиональному. Например, средняя школа № 33 Великого Новгорода.

- На протяжении четырех лет мы сотрудничали с Петровским колледжем из Санкт-Петербурга, готовя наших ребят, по желанию, для поступления туда по двум направлениям: гостиничный сервис и обслуживание компьютерной, вычислительной техники, - рассказывает директор учреждения Светлана БЕЛКАНОВА. - Да, мы по углубленной программе учили их языкам, экономике, информатике, но они знали, для чего им это нужно...

А в 2010 году сюда на работу пришел новый учитель технологии. И у него возникла идея: поскольку 60% учащихся школы - мальчишки, нужно научить их работать на токарном и фрезерном станках с компьютерным управлением. Ведь если еще в детстве привыкнут своими руками что-то делать, то в дальнейшей жизни точно не пропадут. Педагог провел среди мальчишеской части учеников анкетирование по этому вопросу, и более сотни ребят выразили желание и готовность приступить к делу.

Мастерские, построенные еще в советское время, школа № 33 сохранила, но вот станки, на которых в далеком прошлом учились работать юноши, сейчас не пригодны к использованию. Встал вопрос: как обновить технику?

- Помочь согласилось предприятие «Квант», - продолжает разговор Белканова. - Уже установлены четыре станка - фрезерные и токарные. Причем это не разовая акция. Сейчас в стадии согласования находится учебная программа двухгодичных курсов для разновозрастной аудитории (8-11 классы), составленная нашим учителем технологии совместно со специалистами «Кванта». Предприятие выделяет нам мастера производственного обучения, который будет помогать ребятам на занятиях в школе. Кроме того, практику мальчишки будут проходить на самом предприятии на станках с программным управлением.

Зачем, спросите вы, крупному производству возиться со школьниками? Ответ очевиден: в настоящее время многие предприятия испытывают острую нехватку квалифицированных рабочих и понимают, что должны принимать активное участие в их профессиональной подготовке. И начинать нужно именно с учащихся общеобразовательных заведений, которые стоят перед выбором специальности.

По словам Белкановой, чтобы профильное обучение, начатое в школе, не стало просто развлечением, а помогло бы обрести пацанам профессию, в настоящее время прорабатывается вопрос, чтобы учащиеся школы № 33, успешно прошедшие курсы, могли по окончании школы продолжить, если захотят, учебу дальше по этому же направлению, но уже в Многопрофильном колледже НовГУ. «Квант» готов заключать с мальчишками контракты, по условиям которых будет выплачивать им во время учебы в колледже стипендию от предприятия, ребята же после получения диплома о среднем профессиональном образовании придут работать на «Квант».

Вот такой замкнутый профильный цикл с пользой для всех получается. Курсовые занятия в школе № 33 планируется начать в ноябре 2011 года. По словам директора учреждения, две группы мальчишек по 20 человек уже сформированы. Но желающих пройти обучение гораздо больше.

Людмила ДАНИЛКИНА

Владимир МАЛЫГИН (фото)