Вторник, 16 июля 2024

Редакция

Северная Фиваида

{thumbimage 150px 1}Так называют вологодское Белозерье - край лесов, озёр и монастырей

Cтрелка компаса всегда указывает на север. Вот и в русском Севере будто заложен некий духовный магнит. Почему-то именно там родился поэт Николай Рубцов с его пронзительным кличем «Россия, Русь! Храни себя, храни!».

Белозерье? Конечно, еду! И корреспондент «НВ» присоединился к участникам организованного Новгородским обществом любителей древности тура по Северной Фиваиде. Так по аналогии с египетской пустыней, где селились первые христианские отшельники, называется этот уголок вологодской земли, а когда-то - новгородской. На площади в 20-25 километров расположены несколько славных своей историей обителей.

Музейная ценность

В основном это часть государственного музея-заповедника, но есть и действующие монастыри. Разницу можно ощутить с порога. Когда монах вежливо, но настойчиво предложит спрятать фотоаппарат. Боже, но какие подчас они находят слова прежде запрета! «Мужчина чудесный», - окликнул привратный инок. И с его легкой руки это обращение приклеилось к одному из моих спутников на все четыре дня поездки.

Среди памятников этого края наиболее известны Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, основанные в конце XIV века московскими монахами. Места основатели выбрали живописнейшие, подле озер - Сиверского и Бородавского. Воображение рисует, как они, рискуя жизнью, пробирались сюда, преодолевая болота, реки и чащи с диким зверьем. Но во время экскурсии вам могут легко остудить пыл, рассказав, что пути были не так уж и непроходимы, а приход Кирилла и Ферапонта - не только подвижничество, но и пример умной политики Москвы, стремившейся всеми способами распространить свое влияние на удаленные земли.

Не счесть известных в русской истории людей, чьи судьбы связаны с этими монастырями. Нередко - весьма печальным образом. Достаточно сказать, что здесь провел много лет патриарх Никон, будучи уже в опале. Правда, о таком заточении, как у Никона в Ферапонтове, простой смертный мог лишь мечтать.

На содержание ссыльного работали аж шесть монастырей! Но тихое и обеспеченное уединение - не тот удел, с которым мог свыкнуться патриарх-реформатор. Он писал покаянные письма государю и однажды неосмотрительно обмолвился, что его навестили казаки-разинцы. После чего был переведен в тесную угарную келью Кирилло-Белозерского монастыря, где и угас, потерял силы.

Главная достопримечательность и слава Ферапонтова монастыря - фрески Дионисия. Маленький храм Рождества Богородицы - единственное место в России, где в полном объеме сохранились росписи лучшего художника страны XV-XVI веков. Реставрация фресок, начатая в 1978 году, завершена лишь недавно.

Кирилло-Белозерский монастырь знаменит уже тем, что он самый большой в России. Протяженность его стен - около двух километров. Занимаемая площадь - более 12 га. Настоящий средневековый город с великолепным ансамблем из 11 церквей.

Впрочем, исторические подробности - всегда под боком. Книги, Интернет. А вот на горе Маура, что неподалеку от райцентра Кириллов, в любом случае стоит побывать не в виртуале. На самой ее макушке лежит камень, где, по преданию, остался отпечаток ступни святого Кирилла. Поставьте свою ногу в этот след, загадайте желание, и по вере вашей да будет вам.

Кино и немцы

Каждый оставляет свой след в истории или просто на земле как может. Вот притягивает Белозерье киношников. Но от съемок современных сериалов в памяти у местных жителей остаются не предания, а полуанекдоты.

Рассказывают, например, как авторы «Апостола» в наименее презентабельной части Кирилло-Белозерского монастыря «открыли» школу абвера. Проволокой огородили, флаги со свастикой вывесили. А ведь только немецких туристов в год в монастыре бывает несколько десятков тысяч. «Натуральный фашизм» их всерьез озадачивал. Но особо неловко экскурсоводам было, когда приехали туристы из Израиля. Как ни води группу, а опасное место не обойти. Ничего, евреи - люди с юмором: «О, наши в городе!».

Из последнего, что снималось на здешнем фоне, - сериал «Раскол». Понадобилась массовка. Местные охотно согласились: и приработок, и интересно. Расплатились с ними, рассыпав 500-рублевые купюры с высоченной монастырской колокольни. Мол, некогда каждому выдавать. Раскола и смуты при подборе денег, слава Богу, не случилось. Жители Кириллова не растеряли уважения друг к другу. А вот к Москве, которую и без того в провинции недолюбливают, симпатий, конечно, не прибавилось.

К слову, увидеть себя на телеэкране удалось немногим доморощенным актерам: в богоспасаемом граде Кириллове канал «Культура» ловят только на «тарелку».

Чего нигде нет

Белозерье - не Валдай. Не потому, что не тянет по красотам природы. Это на любителя. Просто федеральные деньги на здешние памятники, похоже, еще не пришли. Хотя туристов тут бывает едва ли меньше. Мимо Горицкого монастыря (в прошлом - сущее горе ссыльных жен Ивана Грозного и других сановных особ женского пола) так и снуют по широченной Шексне теплоходы в несколько этажей. А монастырская стена подперта балками.

Как ни парадоксально, но иногда в наилучшей архитектурной сохранности те памятники, которые использовались или по сей день используются государством, казалось бы, самым неподобающим образом. В пример приводят Новоезерский монастырь, где содержатся лица, отбывающие пожизненное заключение. И не без духовной пользы, к слову. Иные из душегубов философами становятся, выдают умозаключения типа: «Недостаток пространства компенсируется неограниченностью во времени».

Сколько же нужно еще времени, чтобы историческое наследие и прилегающие к нему деревеньки и малые города возродить? Хорошо смотреть на них с высоты птичьего полета. Как фотографы, публикующие свои снимки в буклетах. Вблизи не так. И не понять иностранцам, почему русским туристам, когда они вчитываются в копию указа Петра I (есть такая «фишка» в экспозиции музея Кирилло-Белозерского монастыря), становится весело. А потому: «Понеже будет законы писать, когда их не хранить или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти, чего нигде в свете нет, как у нас». Сквозь века прозревал государь, ратовал за хранение прав гражданских. Но как-то не складывается у нас по западным лекалам. Вечная российская раздвоенность: величие духа и неустроенность обычной жизни - это по-нашему.

След Рюрика

Впрочем, городу Белозерску, это была наша последняя остановка в пути, кажется, повезло. Маленький райцентр с населением около 11 тысяч человек, что вдвое меньше, чем в пору его купеческого расцвета, попал в федеральную программу в рамках празднования 1150-летия России. Ведь по преданию о призвании князей Рюрик сел в Новгороде, Трувор - в Изборске, а Синеус - на Белом озере. Несколько подпортили обедню археологи, успевшие доказать, что первоначальный Белозерск размещался в другом месте. А современному - только 1050 лет. Что, конечно, тоже юбилей. Как бы то ни было, найдено компромиссное решение: будет праздноваться 1150-летие Белозерского края. Есть надежда на восстановление памятников. Сегодня, скажем, на храм, построенный не кем-нибудь, а архитектором Баженовым, нельзя смотреть без слез.

Местные жители уповают, что по крайней мере одна из российских бед - дороги, если государство поможет, не будет так им докучать. А пока шутят, что дороги бывают двух видов: грязь замерзла и грязь засохла.

Василий ДУБОВСКИЙ
Фото предоставлено Новгородским обществом любителей древности