Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

В одной команде

{thumbimage 150px 1}Теплоход «Господин Великий Новгород» посвятил свой поход 70-летию начала блокады Ленинграда
Санкт-Петербург. Девять часов утра. На Речном вокзале я и моя спутница-фотограф искали теплоход «Господин Великий Новгород», на котором мы должны были 26 сентября отправиться в поход. Первое, что видим, - два больших и могучих судна родом из Нижнего Новгорода. Рядом с белыми близнецами стоял ещё один красавец - «Генерал Лавриненков».
- А где же наш «Господин»? - спросила я у боцмана с «Лавриненкова».
- Да вы пройдите через главный вход «Генерала Лавриненкова» и сразу за ним увидите то, что вам нужно.
Зато родной
{thumbimage 150px 1}И действительно, за огромным бортом знаменитого судна мы заметили нашего земляка: на воде стоял «Господин Великий Новгород» собственной персоной. Неудивительно, что не увидели его сразу, ведь он по сравнению с великаном «Генералом» оказался в два раза меньше. На теплоходе нас тепло встретили: горячий кофе и уютная каюта были предоставлены незамедлительно.
Собирались с мыслями мы недолго и почти сразу пошли обследовать территорию. В глаза тут же бросилась висевшая прямо напротив каюты «Памятка для пассажира». В списке ограничений мелькнула строчка, запрещающая везти с собой домашних животных. Первым делом мы решили заглянуть в столовую, где, как ни странно, нас ожидал маленький пушистый сюрприз. На судне обитал карликовый пудель по кличке Злата. Как поведали нам представители обслуживающего персонала, пудель оказался на кухне неслучайно: Злата - это талисман на судне, и выполняет свои обязанности уже второй год - непосредственно приносит удачу в походах.
Но где же собственно участники военно-патриотического похода? Где курсанты, которые должны быть на судне? «Господин Великий Новгород» должен был отправиться в поход ещё в 10.00, а на борту находились только я и фотограф.
Дисциплина прежде всего
{thumbimage 150px 1}Долгожданных студентов - 60 курсантов в красивых чёрных бушлатах ровным строем прямиком с пристани поднялись на верхнюю палубу для построения - мы увидели через час.
Для курсантов военной кафедры Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) и также для студентов Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ) подобный поход организовали впервые.
Гордые и счастливые, курсанты были готовы исполнять все обязанности настоящих моряков. Поучаствовать в военно-патриотическом походе и разбавить мужской коллектив, к приятному удивлению, решились даже шесть представительниц прекрасного пола - студентки РГГМУ. Девушки с явным азартом и удовольствием так же, как и мужская часть студенческого состава, брались за любую работу на борту: самоотверженно несли вахту, работали на камбузе, в машинном отделении, на палубе.
Ну а после наведения чистоты была отдана дань непосредственной цели похода. Денис Коренев - заместитель по воспитательной работе - организовал вместе с курсантами концерт. Участники похода, вдохновлённые напутственными речами своего наставника, капитана второго ранга Чеслава Чеславовича Петровича, а также лекциями о подвигах героев-моряков в Великую Отечественную, с чувством военно-морского долга и большим удовольствием исполнили патриотические песни.
Впрочем, в обязательном порядке был прочитан и инструктаж по технике безопасности. Тут уж сам Бог велел изучить и проверить на практике все, ну или почти все, премудрости профессии моряка. И на вахте постояли, и палубу отдраили, и в машинном отделении поработали - всё на себе испытали. А ведь ещё только годом ранее у курсантов не было возможности побывать в подобном походе. Повезло, однако, им!
Ладожские капризы
{thumbimage 150px 1}Мы вошли в Ладожское озеро, и оно, не раздумывая, показало нам свой буйный характер. Нас настигли Волны. Волны с большой буквы.
Четырёхбалльный шторм заставлял столовые приборы и хрупкую посуду на обеденных столах трястись и изредка подпрыгивать от ладожских капризов. Студенты с третьего и пятого курсов, которые никогда ничего подобного не видели и не ощущали, как и подобает настоящим мужчинам, не испугались и даже в каюты не спрятались. Часть из них помогала персоналу на кухне, кто-то вместе с Максимом Николаевичем следил за состоянием курсантов, которым эта качка давалась не самым лёгким образом, ну а самые любопытные просто наблюдали за бушевавшим озером. Каждый был занят своим делом. Говорят, что так легче переносить «большую волну»: когда не задумываешься о неприятных ощущениях слабо контролируемого полёта внутренних органов. Обо мне и моей спутнице и говорить нечего! Мы - неподготовленные студентки - изо всех сил держались за всё, за что только могли ухватиться. Конечно - и укачивает, и страшно, и даже ужин полностью съесть не смогли. Ощущения были, будто засунули тебя в большую банку, плотненько закрыли и хорошенько трясли несколько часов.
Родной Волхов
{thumbimage 150px 1}С утра дальнейший маршрут проходил мимо села Старая Ладога. Было очень интересно наблюдать за меняющейся местностью. Пейзажи пейзажами, но что действительно привлекло внимание курсантов и всего командирского состава, так это небольшие, но аккуратные здания, напоминавшие старинный монастырь. И действительно: это оказался Старо-Ладожский Никольский мужской монастырь, возведённый ещё в конце XIII века. Удивительно, но никто из курсантов даже не представлял о существовании подобной обители. И конечно же, все с нетерпением ждали, когда, наконец, можно выйти на берег и посмотреть на Новгородский кремль.
Весь последующий день и ночь мы шли по реке Волхов. Такой сильной качки, как на Ладожском озере, уже не предвиделось, и пассажиры теплохода прожили эти сутки по обыкновенному морскому расписанию.
Утро, когда мы должны были к 11 часам быть у берегов Великого Новгорода, отличалось каким-то особенным ощущением. Вроде бы, день начинался так же, как и предыдущие два: подъём в 7.30, обязательная для всех зарядка и завтрак. Не забыли и про приборку судна. Но вот последний извилистый поворот Волхова, и уже виден Колмовский мост. Встречай нас, Клуб юных моряков! Теплоход «Господин Великий Новгород» с 60 курсантами на борту прибыл в назначенное место и время.
Из рассказов бывалых
Как поведала мне бармен Ольга, которая имеет большой опыт подобных походов, любой корабль имеет душу. Тем более теплоход.
- Я далеко не понаслышке знаю о таинственной и непредсказуемой сущности кораблей, - говорит собеседница. - Могу точно сказать, что судно, подобно живому существу, при движении издаёт разные необъяснимые по происхождению скрипы, стоны. Внешний вид теплохода всегда отражает как бы состояние его души, настроение. Например, если он долго простаивает без работы, как, например, зимой, то выглядит так, будто устал от безделья и затосковал. А когда мы начинаем генеральную приборку,  суетимся, готовимся к новому рабочему сезону - теплоход словно оживает, расцветает на глазах!
Екатерина ДУБОВА
Ольга МИХАЛЁВА (фото)