{thumbimage 150px 1}На речь детей раннего возраста влияет то, каким образом разговаривают в их семьях
Корреспондент «НВ» продолжает беседу с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры логопедии и олигофренопедагогики НовГУ Ладой АЛЕКСАНДРОВОЙ о том, как научить ребёнка правильно овладевать словом.
Корреспондент «НВ» продолжает беседу с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры логопедии и олигофренопедагогики НовГУ Ладой АЛЕКСАНДРОВОЙ о том, как научить ребёнка правильно овладевать словом.
- Лада Юрьевна, наверное, многим из родителей не помешало бы исправить собственную речь. Почему так важно взрослым следить за своей речью хотя бы в присутствии детей?
- Семья - это первая для человека речевая среда.
- Семья - это первая для человека речевая среда.
Действует следующий принцип: больше всего на формирование речи влияет тот человек, чью речь он слышит раньше других. Ранние влияния - самые сильные, и, безусловно, роль матери невозможно переоценить. Уже с 16-й недели плод начинает воспринимать определённые тоны материнской речи.
Мама - первая, кто ребёнку представляет язык. И образец её речи для него будет считаться правильным. Даже если она произносит звуки неверно, малыш это принимает за единственно правильный образец. Если её словарный запас близок к словарю Эллочки-людоедки, то не исключено, что и ребёнок начнёт говорить «парниша», «железно» и «поедем в таксо».
Кроме того, матери формируют интонационную манеру. Если они крикливы, то ничего удивительного, что и у их детей будет крикливая речь. Одна из причин многочисленных речевых затруднений современных ребятишек связана с речевой недостаточностью матерей.
Надо понимать, что мама в первые годы жизни ребёнка - авторитет непререкаемый. Она учит его речевому взаимодействию с миром. Например, из неправильного «лепетного» слова она многократными повторениями создает «настоящее» слово, которое есть в языке.
- А в чём тогда роль отца?
- По этому поводу лет десять назад проводились интересные исследования. Записывали лексикон двухлеток. Так вот слово «мама» оказалось далеко не у каждого малыша. А «папа» было типичным. Поначалу исследователям, кстати, мужчинам, казалось, что это говорит о высочайшей роли отца в речевом развитии ребенка. Но когда ситуацию проанализировали досконально, вышло, что дети не назвали «мама», потому что они в этом возрасте себя ещё от матерей не отделяют. А папа нуждается в названии. Указывая на отцов, матери специально учили детей этому слову.
Отец даёт альтернативную интонацию. Мужская речь с низким голосом - это не «сю-сю-сю». Это более медленный темп речи и другая лексика. Глагольная - «иди», «сделай», «возьми». Эти образцы речи для ребёнка тоже очень важны. Поскольку, если не будет глаголов, то не из чего будет строить предложения, в которых должна быть глагольная «действенная основа».
Матери оречевляют мир, т.е. объясняют ребёнку, что в нём происходит. Роль отца заключается в том, что он создаёт более жёсткие речевые условия. Это приучает ребёнка к взаимодействию в социуме, в котором никто с ним сюсюкать не будет. Речь отца - это, если хотите, переход, мостик от материнского домашнего к общественному.
- Остальные домочадцы - бабушки, дедушки, старшие сестры или братья - тоже не остаются безучастными в речевом развитии самого младшего члена семьи. Каким образом они влияют на речь малыша?
- Идеальный вариант, когда они есть все в наличии. Почему важно, чтобы их было много? Потому что в этом случае ребёнок слышит разнообразную речь. У него в распоряжении много образцов речи. Более того, необходимо активно привлекать и прабабушек, и прадедушек. Они являются носителями устного народного творчества. Немногие современные бабушки и дедушки, как правило, работающие в первые годы жизни внуков, знают сказки, прибаутки, потешки. А ведь литературное творчество, как и бытовая речь, - источник формирования речи ребёнка.
Положительный момент в развитии речи - старшие ребятишки. Давно известно, что первенцы начинают говорить позже, чем последующие дети. Первенец слышит только речь родителей. А младший ребёнок - речь других детей. Однако в группе риска - близнецы и погодки. Такие дети понимают друг друга и без слов, им не нужно говорить. Общаются с помощью жестов, мимики, звуков. Поэтому на занятиях в речевых группах педагоги их стараются развести, для того чтобы они взаимодействовали с другими сверстниками.
Повод для беспокойства:
Мама - первая, кто ребёнку представляет язык. И образец её речи для него будет считаться правильным. Даже если она произносит звуки неверно, малыш это принимает за единственно правильный образец. Если её словарный запас близок к словарю Эллочки-людоедки, то не исключено, что и ребёнок начнёт говорить «парниша», «железно» и «поедем в таксо».
Кроме того, матери формируют интонационную манеру. Если они крикливы, то ничего удивительного, что и у их детей будет крикливая речь. Одна из причин многочисленных речевых затруднений современных ребятишек связана с речевой недостаточностью матерей.
Надо понимать, что мама в первые годы жизни ребёнка - авторитет непререкаемый. Она учит его речевому взаимодействию с миром. Например, из неправильного «лепетного» слова она многократными повторениями создает «настоящее» слово, которое есть в языке.
- А в чём тогда роль отца?
- По этому поводу лет десять назад проводились интересные исследования. Записывали лексикон двухлеток. Так вот слово «мама» оказалось далеко не у каждого малыша. А «папа» было типичным. Поначалу исследователям, кстати, мужчинам, казалось, что это говорит о высочайшей роли отца в речевом развитии ребенка. Но когда ситуацию проанализировали досконально, вышло, что дети не назвали «мама», потому что они в этом возрасте себя ещё от матерей не отделяют. А папа нуждается в названии. Указывая на отцов, матери специально учили детей этому слову.
Отец даёт альтернативную интонацию. Мужская речь с низким голосом - это не «сю-сю-сю». Это более медленный темп речи и другая лексика. Глагольная - «иди», «сделай», «возьми». Эти образцы речи для ребёнка тоже очень важны. Поскольку, если не будет глаголов, то не из чего будет строить предложения, в которых должна быть глагольная «действенная основа».
Матери оречевляют мир, т.е. объясняют ребёнку, что в нём происходит. Роль отца заключается в том, что он создаёт более жёсткие речевые условия. Это приучает ребёнка к взаимодействию в социуме, в котором никто с ним сюсюкать не будет. Речь отца - это, если хотите, переход, мостик от материнского домашнего к общественному.
- Остальные домочадцы - бабушки, дедушки, старшие сестры или братья - тоже не остаются безучастными в речевом развитии самого младшего члена семьи. Каким образом они влияют на речь малыша?
- Идеальный вариант, когда они есть все в наличии. Почему важно, чтобы их было много? Потому что в этом случае ребёнок слышит разнообразную речь. У него в распоряжении много образцов речи. Более того, необходимо активно привлекать и прабабушек, и прадедушек. Они являются носителями устного народного творчества. Немногие современные бабушки и дедушки, как правило, работающие в первые годы жизни внуков, знают сказки, прибаутки, потешки. А ведь литературное творчество, как и бытовая речь, - источник формирования речи ребёнка.
Положительный момент в развитии речи - старшие ребятишки. Давно известно, что первенцы начинают говорить позже, чем последующие дети. Первенец слышит только речь родителей. А младший ребёнок - речь других детей. Однако в группе риска - близнецы и погодки. Такие дети понимают друг друга и без слов, им не нужно говорить. Общаются с помощью жестов, мимики, звуков. Поэтому на занятиях в речевых группах педагоги их стараются развести, для того чтобы они взаимодействовали с другими сверстниками.
Повод для беспокойства:
- Если к двум годам ребёнок не имеет словарного запаса хотя бы из двух десятков слов.
- Если к трём годам отсутствует простая фразовая речь (допустимо неправильное звукопроизношение).
- Если к пяти годам не сформировано звукопроизношение (при этом все звуки должны произноситься ребёнком чётко).
- Много говорить с ребёнком. Он должен много видеть, слышать, путешествовать. Не обязательно отправляться в далёкую страну. Достаточно соседней деревни. Чтобы у ребёнка появлялись новые слова, ему нужны чувственные ощущения.
- Читать книги. Причём не только в тот период, когда сам ребёнок этого не умеет делать. Совместное чтение должно продолжаться и в начальной школе тоже. Не следует забывать, что плохая техника чтения не позволяет вдумываться в содержание текста.
- Ребёнок должен видеть родителей читающими и пишущими для собственных целей.
Анна МЕЛЬНИКОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)
Владимир МАЛЫГИН (фото)