Пятница, 27 декабря 2024

Редакция

По мановению руки

{thumbimage 150px 1}За три недели путешествия автостопом новгородец Артур ОСИПОВ и его друзья увидели восемь стран
Вместо чемодана на колёсиках у них есть рюкзак с палаткой и вещами первой необходимости, в руках карта, и, как говорится, весь мир впереди. Они не спеша идут вдоль трассы, ловя проезжающие мимо машины. Большой палец вверх - типичный жест автостопщиков, известный во всем мире.
Когда у вас мало средств, но есть огромное желание посмотреть мир - автостоп поможет. Сегодня это самый бюджетный вариант путешествий, полный романтики, опасности и незабываемых приключений.
- Таким способом мы путешествовали первый раз, поэтому готовились к походу задолго до его начала: разрабатывали маршрут, общались с опытными путешественниками, изучали искусство правильно «стопить», какие вещи лучше брать, а от чего и вовсе стоит отказаться.
- говорит новгородский автостопщик Артур Осипов. В итоге в рюкзаке путешественников помимо небольшого набора одежды оказались палатка, спальный мешок, примус, газовые баллоны, фонарик и нехитрый набор еды, состоящий в большинстве своём из круп и консервов.
Из истории
Говорят, самым известным автостопщиком, путешествовавшим еще на гужевом транспорте, является Михайло Ломоносов. Хотя эта часть его биографии, скорее всего, выдумана.
Официальное же появление автостопа связывают с появлением и развитием автомобильного транспорта в XX веке. Изначально этот вид туризма носил стихийный характер. Большую роль в его развитии сыграли битники - предшественники хиппи, которых последние вполне основательно считают своими учителями. Автостоп давал им возможность путешествовать и знакомиться с разными людьми, не тратя денег, которых у них обычно и не было. Сегодня, кстати, существуют специальные организации, объединяющие любителей путешествовать автостопом. Так, в России, например, есть Петербургская Лига автостопа, основанная ещё в 1978 году, Гильдия мастеров автостопа, Академия вольных путешествий и Московская школа автостопа.
Не той дорогой
Наши герои своё путешествие по миру решили начать с Испании, куда они добрались на самолёте из Финляндии. Ребята пока не решались проехать на попутном транспорте всю дорогу от начала до конца ввиду отсутствия опыта.
Первым пунктом в маршруте автостопщиков оказалась Барселона. Столица испанской Каталонии запомнилась российским путешественникам не только знаменитыми достопримечательностями, среди которых, бесспорно, стоит назвать церковь Саграда Фамилия, являющуюся одним из главных творений гениального испанского архитектора Антонио Гауди, но и... арестом. Шли ребята по дороге к кемпингу, никому не мешали, ловили машину. И тут рядом с ними остановился автомобиль. Всё бы ничего, если бы авто было не полицейским. Путешественников посадили в машину: пластиковые сиденья, решётки кругом. «Хорошенькое начало», думали ребята, пока испанские блюстители порядка пытались им что-то втолковать на своём родном языке. К счастью, худшим опасениям наших героев не суждено было сбыться: проехав несколько километров, россиян отпустили, объяснив на ломаном английском, что они просто шли не той дорогой, а теперь без труда доберутся до места ночёвки. Так что испанские полицейские стали первыми водителями, подбросившими наших героев, пусть просить их об этом и не пришлось.
Незнакомец в белом
{thumbimage 150px 1}У автостопа, естественно, есть свои правила и особенности. Путешественников, желающих на попутном транспорте добраться до того или иного места, можно сразу узнать по вытянутой руке с поднятым большим пальцем вверх и табличкой с указанием места следования.
- Большое значение играет и место, где вы стоите, - поясняет Артур. - На поворотах стоять бесполезно. Лучше голосовать на остановках, вблизи заправок, например.
Конечно, комфортным подобный вид путешествий назвать трудно: постоянные переезды, нередко ночевать приходится в буквальном смысле слова под открытым небом. Да и к особо безопасным его не относят. Статистика говорит о том, что каждый третий автостопщик становился жертвой преступления или несчастного случая.
- В один из дней мы очень поздно добрались до кемпинга: так, что уже через несколько часов нам надо было вставать и двигаться дальше. Поэтому мы решили не тратить зря деньги на ночлег в лагере и, оставив вещи нашим спутницам, оставшимся ночевать в кемпинге, взяв спальные мешки, отправились встречать рассвет на пляж, - рассказывает Артур. - Проснулся я от того, что меня тормошил друг и показывал пальцем на сидящего у нас в ногах индуса, одетого во всё белое. Оказывается, когда мой напарник проснулся, этот человек сидел и смотрел на нас, потом отвернулся и устремил свой взгляд на море. При этом молнии на наших спальниках были расстегнуты до колен. Может, он думал, что у нас вещи в спальнике лежат, и хотел позаимствовать, а может, просто хотел разбудить. Мы так и не поняли...
Впрочем, неприятных инцидентов с нашими героями, к счастью, больше не случалось: европейцы оказались отзывчивыми и понимающими людьми. Они не только подвозили путешественников, но и нередко безвозмездно предлагали им ночлег и пищу.
- Мне очень запомнилась одна итальянская семья, - говорит Артур. - Они подвозили нас до Милана. Мало того что они подбросили нас прямо к метро - дочка купила нам билеты на метрополитен, а пока она нам их вручала и объясняла, куда ехать, мама незаметно от неё дала нам 20 евро. Такая вот забота.
Крепче за баранку держись...
Основным принципом автостопа является взаимная выгода участников. Путешественники бесплатно добираются до места, а водители взамен получают общение. На дальнем маршруте - общение, избавляющее от однообразия дороги и позволяющее не заснуть, дорогого стоит.
- Самое большое расстояние, которое мы преодолели за один день, - 320 километров по Польше. Это была уже завершающая часть нашего путешествия, - говорит Артур. - Водитель ехал из Германии, мы с ним разговорились, а когда поняли, что он устал, предложили сесть за руль - благо права были с собой. Так я проехал 60 километров за рулём транспортера.
За время своего путешествия Артур и его команда проехали по Испании, Франции, Италии, Австрии, Германии, Чехии и Польше. Правда, например, Эйфелеву башню путешественникам увидеть не удалось. Их маршрут проходил всё больше по объездным дорогам, потому что из столиц трудно выбираться, так что европейские центры уступили место живописнейшим пригородам, куда до этого, вполне вероятно, нога российского туриста и вовсе не ступала.
Сленг автостопщиков
Вписка - временная остановка в пути, как правило, у друга автостопщика.
Деньготряс, деньгопрос - водитель, согласный подвезти из корыстных побуждений.
Драйвер (от английского driver, водитель) - собственно водитель автомобиля.
Позиция, точка - место, откуда автостопщику удобно голосовать.
Собака - электричка (существующее выражение: «поехал в город на собаках»).
Сопы (аббр.) - светоотражающие знаки: полосы, треугольники и прочее.
Тюлень - голосующий обыватель, пытающийся добраться до дачи или домой. Как правило, тюлени составляют автостопщикам большую конкуренцию. Тюленями прозваны за безвольно приподнятую, расслабленную, похожую на ласту руку.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Фото из архива Артура ОСИПОВА