Пятница, 27 декабря 2024

Редакция

«Вячеслав ВИЛЬКОЦКИЙ: «Россия и Запад. Два тигра в одной клетке никогда не уживутся»

{thumbimage 150px 1}В беседе с шеф-редактором «Новгородских ведомостей» Юлией ГЕНЕРОЗОВОЙ петербургский историк размышляет, ради чего создавались Россия и Советский Союз, в чём корни противостояния русского и западного менталитета и о том, проиграла ли наша страна идеологическую борьбу.
Ю.Г. - Вячеслав Болеславович, сегодня многие ученые, кстати, и с помощью властного посыла, я имею в виду выступления Дмитрия Медведева о противодействии попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, требуют честного отношения к нашей истории. Но подчас получается, что у каждого из них своя правда. Кто-то паразитирует на модной в 90-х теме антикоммунизма, а кто-то, наоборот, на чистом английском призывает:«Сome back in USSR», то есть назад, в СССР. Вы какой точки зрения придерживаетесь?
В.В. - В 1953 году, в условиях массовой истерии антикоммунизма в США, которую развязали сенатор-республиканец Джо Маккарти и его сторонники, стали сжигать на кострах тысячи книг, признанных врагами Советского Союза «коммунистической крамолой». Президент Америки Эйзенхауэр впервые позволил себе выступить в разрез с курсом Маккарти: «Не присоединяйтесь к тем, кто сжигает книги...
Как же мы сможем победить коммунизм, если не будем знать о нем?».  Вот так в Америке защищали право советской истории на существование, которую в современной России превратили в чуму XX века.
В итоге кажется, что в Российском государстве процветает самый оголтелый маккартизм в форме истерии антикоммунизма с 90-х годов и до сегодняшнего дня. Ведь история ничему не учит, а только наказывает за незнание своих уроков. Поэтому не стоит удивляться многочисленным трагическим провалам в реформировании России за последние два десятилетия. Вот почему сегодня мы очень редко слышим в СМИ определения «русская цивилизация» и «русский  человек» в истинном их смысле. Об этом хочется многим современным россиянам и напомнить. Иначе доходит уже до того, что молодые люди, полностью живущие по нормам западного общества, не знают о том, что такое русская цивилизация и чем она в корне отличается от западной.
Ю.Г. - Мне всегда казалось, что цивилизация у нас одна - человеческая, уж слишком много совпадений и переплетений в развитии народов на всех континентах...
В.В. - В основе любой цивилизации стоит человек. Позволю себе экскурс в историю. Русь приняла православную религию от Византии. До XII века Византия была процветающим и могущественным государством, а ее христианская религия полностью входила в противоречие с европейским католицизмом, в основе которого лежало главенство в обществе богатства, а значит, и частной собственности. Истинное христианство утверждало повсеместно то, что я бы назвал коммунистическим образом жизни, через общину и коллективный труд.
Византия категорически отрицала и индивидуалистические моральные ценности жизни, основанные на эгоизме личности, которые в то время уже получили бурное развитие в Европе. Это привело к тому, что Византия и Европа оказались смертельными религиозными (идеологическими) врагами. В итоге в XV веке Византия потерпела поражение в битве с католической Европой, но не по причине своей военной слабости, а исключительно за счет предательства части ее элиты своей родины в пользу Запада. Они, окруженные общинным или общественным богатством и роскошью, пожелали жить в условиях европейской частной собственности и прибрать к своим рукам коллективные богатства всего народа.
Поклонникам западной жизни из византийской элиты удалось на протяжении долгих лет серьезно разложить не только моральные, но и религиозные нравы граждан. Это было необходимо, чтобы значительно ослабить византийское общество и лишить его желания защищать непобедимое внешне государство.
В начале XX века, находясь под воздействием западной идеологии в царской России, русский народ тоже охладел к православной религии. Уже в 1910 году верить в Бога в России считалось делом непристойным. Об этом много писали и в газетах, и в художественной  литературе, взять того же Достоевского.
Разве это ничего не напоминает? Именно предательство части элиты царской России в начале XX века и в Советском Союзе в конце XX века в период их противостояния с Западом (уже c Европой и Америкой) тоже обеспечило победу идеологии западной частной собственности.
Ю.Г. - Стоит ли обобщать, ведь СССР как раз был страной, где церковь официально отделена от государства, где атеизм поначалу вообще был агрессивным? Мы до сих пор пожинаем эти плоды. А на замену христианским десяти заповедям пришел «Кодекс строителя коммунизма».
В.В. - Скажу более, и Советский Союз был христианской державой по конституционным основам и морально-нравственным общественным нормам, которые были направлены прежде всего на формирование духовного развития народа. Это задекларировано во всех конституциях XX века нашей страны. Нас бы не воспитывали честными и порядочными, борцами со злом... И материальная база в стране создавалась именно для этого. Сейчас, к сожалению, в реальности этого нет. На первое место вышла другая идеология - потребление. Именно потребительский образ жизни блокирует у нас возможность качественного развития. Я бы даже сказал, духовного совершенствования. Вот почему, чтобы возместить эту нищету духа, на Западе и был придуман технический прогресс.
Это не что иное, как протезы для человечества. Человеку с христианским мировоззрением этого не нужно. Он не ограничен в своем развитии. Понятно, что пользоваться этими «костылями» комфортно, но они тормозят развитие духа. Русский человек всегда шел по пути накопления нематериальных богатств. Иначе бы у нас в России давно было изобилие...
Ю.Г. - Так вот чем объясняется наша тотальная техническая отсталость!
В.В. - Она не только объясняется, она показывает превосходство над Западом.
Ю.Г. - Ну, знаете ли, мы с вами, наследники великой духовности, что-то до сих пор не пользуемся телепатическими возможностями. Нам для этого, как минимум, нужен мобильник!
В.В. - Научиться этому нельзя, это приходит само собой в процессе накопления духовности. Я как человек, много лет занимавшийся восточными единоборствами, могу сказать, что со временем ты начинаешь чувствовать своего противника, предугадывать его поведение или поступки.
Ю.Г. - Безусловно, то, что вы говорите, спорно, но любопытно, и, возможно, вы найдете единомышленников среди наших читателей. А они, смею надеяться, откликнутся в обсуждении на сайте www.novved.ru.
Однако, продолжая нашу с вами дискуссию, попробую возразить: ведь в сегодняшней России существует православная церковь, которая хранит христианские ценности, почему же вы говорите об их утрате?
{thumbimage 150px 1}В.В. - Заметьте, что это - законы правильной жизни. Однако современное церковное учение сильно отличается от первоначальной своей версии. Его догматы претерпели множество изменений именно в своей трактовке. Конечно, можно говорить, что и мир вокруг изменился, но есть основополагающие вещи, которые нельзя извращать. Какие бы требования к вам ни предъявлялись, если вы родились в этом мире женщиной, то вы и реализовывать себя будете только в рамках своей сущности и возможностей своего организма. К тому же часть первосвященников в конце XIX века примкнула к буржуазии, и сама верхушка раскололась.
Тем не менее, возвращаясь к началу нашей беседы, церковь всегда оставалась носителем и хранителем христианской идеи. Другое дело, что и в Европе, и в России это был чисто религиозный, если хотите, умозрительный проект. А в реальной жизни на первое место выходила материальная сущность. Расшатывание устоев христианства произошло гораздо раньше, и им требовалась замена. Еще в XVIII веке французский философ-утопист Морелли написал книгу под названием «Кодекс природы», где Царство Божие - понятие христианства - было заменено на светское - коммунизм, и это слово имеет корень, означающий «общину». Не что иное, как представление христиан о мировом устройстве. Позже в ходе истории начались различные трактовки, обсуждения и оппонирование, и на арену вместо религиозных течений вступили политические партии.
Вот почему я делаю вывод, что русские люди, пытавшиеся построить у себя коммунистическое общество, и являются последними носителями настоящего православия, русского духа. Его нужно сберечь.
Ю.Г. - На самом деле вы сейчас говорите о том же, о чем говорили записные славянофилы XIX века. Есть новые рецепты противостоять искушениям?
В.В. - Для этого надо знать «врага в лицо» и помнить историю. На примере нашей многострадальной России. Вот смотрите: всю вторую половину XIX века в царской России западная буржуазия формировала те же самые процессы внутри российского общества, которые позволили когда-то Европе уничтожить Византию. А именно: массовое нравственное и духовное разложение общества, спаивание и развращение русских людей, уничтожение общинного образа жизни крестьянства и коллективистской психологии в сознании россиян, традиционного института семьи и так далее. Никогда не пившее и не развратничавшее население царской России по причине длительной жизни в условиях православной веры стало не  только насильно массово спаиваться, но и развращаться всеми возможными способами.
В России тех лет открывались не только сотни тысяч пивных, винных, подвальных питейных заведений для нищих, публичных домов, но и закрывался доступ русских людей к своей национальной культуре, традициям и образованию. Это вызвало гневное возмущение всей передовой российской интеллигенции. По данным тех лет, уже к началу XX века на призывных комиссиях из 100 призывников только пять-шесть человек были пригодны к службе в армии по здоровью. Остальные страдали тяжелой алкогольной наследственностью с осложнениями.
Еще раз повторю - изучать историю надо. К 80-м годам уже XX века в СССР было сформировано население со сплошь материальным сознанием, они были не способны воспринимать духовные идеи. Этим их заразила брежневская элита.
Ю.Г. - Итак, по-вашему, к сегодняшнему дню Русь в очередной раз потерпела поражение от западной идеологии?
В.В. - То, что уничтожен Советский Союз, это не поражение. Это только начало очередного витка истории. Я вижу сейчас, например, что есть попытки возрождения общественного контроля - это элементы христианского общественного устройства. Евросоюз идет к общинному строю - стоит только приглядеться! Но у меня есть основания для оптимистического прогноза относительно нашей страны - уже в этом десятилетии для России вполне вероятен переход к духовному государству.