Четверг, 28 ноября 2024

Редакция

Праздник без сала

{thumbimage 150px 1}На главной украинской ярмарке корреспондент «НВ» главного украинского лакомства не нашла
Говорят, побывать на Украине и не посетить Сорочинскую ярмарку - это все равно что не увидеть Эйфелеву башню, приехав в Париж. Впрочем, сравнение не совсем корректное. Знаменитое творение Густава Эйфеля доступно туристам в любое время года, а вот Сорочинская ярмарка проходит в конце августа и длится примерно неделю.
Я бы, может, на нее и не попала, но мне повезло дважды: со временем гостевания на Украине и с местом отдыха. От Полтавы, где я проводила отпуск, до села Большие Сорочинцы, традиционно являющегося центром ярмарочной торговли, ехать чуть больше часа. Решив, что таким шансом просто необходимо воспользоваться, я купила билет на автобус, следовавший прямиком на ярмарку.
Удачная реклама
Первое, что вспоминается, когда речь заходит о Сорочинской ярмарке, - одноименная повесть Николая Васильевича Гоголя. Написанное в 1829 году, когда о современных методах привлечения туристов еще и понятия не имели, произведение сыграло роль своеобразной рекламы, и о Сорочинцах узнали все.
До выхода повести рынок в этом селе был рядовым. Таких на Украине тогда насчитывалось около 12 тысяч. Приехать на эту ярмарку стало делом чести для каждого ремесленника. В наши дни у всех есть возможность увидеть торг своими глазами и сравнить нынешнее действо с тем, что описывал Гоголь.
Made in China
«Дорога, верст за десять до местечка Сорочинец, кипела народом, поспешавшим со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку. С утра еще тянулись нескончаемою вереницею чумаки с солью и рыбою. Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгроможденного на возу плетня», - писал в свое время Николай Васильевич.
Сегодня повозки сменились автомобилями, а вот масштаб действий остался прежним. Первым, что я увидела, выйдя из автобуса, была длинная вереница припаркованных машин. Сразу стало понятно, что все они здесь не просто так: громоздились привязанные к крышам плетеные корзины, из багажников выглядывали саженцы, поодаль мычали телята, запертые в кузове грузовика. Свободных мест на стоянке уже не было, а машины все продолжали прибывать. Тем, кто решил поспать подольше и явился на ярмарку ближе к двум часам дня, приходилось оставлять автомобили вдоль обочин и идти к месту пешком. Некоторые предприимчивые торговцы установили палатки здесь же, у дороги, и уже вовсю сбывали товар.
- Это разве пробки? Вы бы видели, что здесь творилось в день открытия! - поделилась женщина, у которой я покупала глиняный подсвечник. - Половину дорог перекрыли: ждали Януковича. А он взял и не приехал!
Тем не менее отсутствие президента Украины никак не сказалось на проведении ярмарки. Торговля шла бойко, весело и с большим размахом. Надо отметить, что в дни, когда проводилась ярмарка, во всех близлежащих городах раздавали бесплатные буклеты, в которых помимо прочего была напечатана схема расположения прилавков. Оказавшись в Сорочинцах, я поняла, что не зря взяла с собой эту карту.
Вообразите себе новгородские торговые ряды в период проведения Ганзейских дней, увеличьте их площадь раза в четыре - и вы получите примерное представление о масштабе Сорочинской ярмарки. Сейчас она позиционируется как международная: сюда приезжают торговцы из России, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Польши, Германии, Канады и других стран. Кроме того, среди пестрых глиняных горшков и деревянных ложек периодически попадались сувениры, снабженные ярлычком made in China.
Как мне пояснили, такое вполне в порядке вещей: на ярмарке также можно найти традиционные для Украины корзинки из лозы, сплетенные в Малайзии, и сувениры с национальной росписью, которые на самом деле made in Turkey. С одной стороны, ярмарка на то и международная, чтобы изделия со всего света нашли здесь свое место. С другой - приоритет все-таки должен оставаться за местными мастерами. Сейчас власти Украины намерены создать для них льготные условия работы и привлечь в сектор народных промыслов малый бизнес. Получится ли что-то из этой идеи - будет видно уже через год, на следующей Сорочинской ярмарке.
Чтобы как следует рассмотреть выставленный на продажу товар, надо было сначала пробиться к прилавкам. Это непростая задача. Людей на праздник пришло явно больше, чем могли вместить ограниченные торговые площади. Толпа двигалась по главному торговому ряду сплошным потоком. Мне пришлось вцепиться в руку своего спутника, чтобы нас не разлучили. Впору было опять вспомнить слова Гоголя, который в свое время описал территорию ярмарки так: «Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки - все ярко, пестро, нестройно; мечется кучами и снуется перед глазами. Разноголосные речи потопляют друг друга, и ни одно слово не выхватится, не спасется от этого потопа».
Улучив момент, мы свернули с самого широкого прохода к боковому ряду прилавков. Здесь было пусть не намного, но свободнее, и я наконец-то смогла разглядеть, что привезли мастера на ярмарку. Надо сказать, народные умельцы постарались на славу. Были здесь и посеребренные украшения с яркими камнями, притягивавшими взгляд, и сорочки, расшитые национальным узором, и разнообразная глиняная утварь. Понятное дело, стоила такая красота недешево: почти вся продукция изготавливается вручную, в нескольких экземплярах. Впрочем, все относительно. К примеру, за платье с национальной вышивкой просили, в пересчете на российские деньги, порядка двух тысяч рублей. Примерно столько же, а то и больше, стоят рядовые модели одежды в наших торговых центрах.
Хлеба и зрелищ
{thumbimage 150px 1}Утомившись бродить по шумным торговым рядам, многие направлялись в тот сектор, где расположились открытые кафе. Тут гостям были рады предложить блюда украинской кухни. Спрос явно превышал предложение: официанты то и дело бегали на кухню, располагавшуюся тут же, под открытым небом, и торопили поваров, сообщая, что нужен новый котел борща или чан с варениками. На меньшее здесь, видимо, размениваться не привыкли. Сами вареники, кстати, тоже большие. На тарелку помещается всего четыре штуки. Стоять в очереди, чтобы получить свою порцию, нужно было почти час, но все терпеливо ждали, не выражая недовольства.
Вообще, еще до приезда на ярмарку я поняла, что к еде местные жители относятся по-особому, внимательно и с уважением. Когда я спросила о том, что интересного происходило в стране за последнее время, мне первым делом начали рассказывать не о ситуации с поставками газа или политике президента, а о ценах на продукты. 
- С зимы начали дорожать капуста и свекла. Прошлый год был неурожайный, вот цены и взлетели, - рассказала хозяйка квартиры, в которой мы жили. - Хотела тут как-то борща сварить, подсчитала, во сколько мне это обойдется, и решила подождать до нового урожая.
Видимо, так и должно быть: пока власти заняты политическими играми, простой народ больше думает о хлебе насущном - ну или о борще, кому что ближе. В Полтаве так и вовсе установили памятник галушкам. Расположен он в историческом центре города и представляет из себя глубокую тарелку с двенадцатью галушками. Рядом, на постаменте, разместилась и ложка. Правда, пробовать угощение никому не рекомендуется: сделано оно из камня, так что голодные туристы, покусившиеся на культурное наследие, рискуют остаться без зубов.
Но вернемся к Сорочинской ярмарке, где гостям помимо прочего предлагали пищу духовную - тоже на любой вкус. Тяготеющие к национальному колориту могли послушать выступления многочисленных ансамблей народной песни, сменявших друг друга в центре торговой площади, или посетить один из мастер-классов по изготовлению чего-нибудь украинского, от глиняной посуды и стеклянных игрушек до вареников. Не обошлось и без фольклорных традиций. В один из дней состоялось обрядовое действо «Ярмарочные вечерницы», а чуть позже начался праздник Спаса, который ярмарка отмечала вместе со всей Украиной. Здесь святили мед, яблоки, караваи, а потом угощали всех желающих.
Не обошли вниманием и ту часть публики, которая тяготела к более современному искусству. В рамках ярмарки прошел конкурс любительских снимков и короткометражного кино, состоялись многочисленные выступления популярных молодежных групп. Классике на торжестве тоже нашлось место. То тут, то там можно было встретить клонов самого Николая Васильевича Гоголя. За небольшую сумму гости торга получали возможность сфотографироваться с одним из них, выпить чарку горилки с другим и получить рукопись, да еще и с автографом, из рук третьего. Неизвестно, как отнесся бы к такой популярности сам писатель, но на ярмарке конкуренцию ему составлял разве что Пётр I. Русского царя здесь помнят и любят еще со времен Полтавской битвы. Кстати, поле, на котором проходило знаменитое сражение, можно было увидеть как раз по дороге на ярмарку.
*   *   *
Единственным, чего я не нашла во всем многообразии товаров Сорочинской ярмарки, оказалось сало. Впоследствии знакомые из Полтавы уверяли меня, что быть такого не может: я, наверное, просто не нашла ряд, где оно продавалось. На замечание, что я добросовестно обошла все прилавки с едой, ответили, что сало - это не еда, а национальный талисман. Что ж, учтем на будущее.
Ольга ЛИХАНОВА
Фото автора