Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Речи про вече

Неужели главный ресурс Общественной палаты... административный? Рассуждает корреспондент «НВ» Василий ДУБОВСКИЙ.
Общественную палату Новгородской области (ОПНО) давно называют виртуальной. Хотя и это условно - имеющийся сайт, непременный атрибут современного гражданского общества, работает крайне нестабильно. Живет палата без офиса, телефона и вообще всякого финансирования. Откуда же тогда возьмутся экспертизы, исследования, плодотворная работа на стыке интересов власти и общественности?
По моему мнению, личности в палате есть, но коллективно она безлика. Чем занимается, что сделала полезного? Начни проводить опрос на эту тему - поставишь людей в затруднительное положение. А ведь новгородская - старейшая из региональных палат страны. К чему пришли? К междусобойчику. Причем не только в смысле поговорить-поспорить. Недавно чуть до драки не дошло, когда оппонента пытались силком выставить за дверь. «Василий Иванович кого хочешь допечет», - отозвался об этом событии один из членов ОПНО.
И вот умов палата вновь напомнила о себе неутихающим спором на тему, как реформировать данный орган. Видимо, в процесс будет вовлечена областная Дума. Уже на ближайшем ее заседании, 31 августа, вполне может разразиться битва двух проектов одного закона об Общественной палате.
Ключевое расхождение между ними - в принципе формирования. Совет палаты - за выборы, оппозиция - за сохранение заявительного порядка. В первом случае конференция общественных объединений тайным голосованием ранжирует список из 60 кандидатов. В состав палаты войдут 40 из них. 10 рекомендует губернатор, столько же - областная Дума, оставшиеся 20 определяются по рейтингу самих общественных организаций.
Другой вариант не предусматривает ограничения по числу членов ОПНО. И войти в ее состав может любой представитель общественной организации, зарегистрированной в Новгородской области. Естественно, изъявив такое желание.
Сторонники и того, и другого проекта собирали подписи среди коллег. 49 против 42 - в пользу отмены заявительного принципа. Цифры, скорее всего, некорректны. Известно, что некоторые члены ОПНО в разное время подписали оба варианта закона. А когда дошло до обсуждения реформы, то на собрание палаты явилось немногим более трети списочного состава.
Известны и pro и contra, высказываемые по каждому из вариантов. С одной стороны, слышим аргументы, что участие власти в формировании ОПНО уместно и оправданно. А как иначе создать площадку для диалога? С другой  - раздаются голоса, что чиновники получат контрольный пакет влияния.
На самом деле даже те из членов ОПНО, кто выступает за «провластный» законопроект, совершенно не против, чтобы в новую палату вошли такие возмутители спокойствия, как Анна Черепанова. Без оппозиции нет позиции.
Да и сама власть вовсе не однозначна в подходах к будущему ОПНО. Допустим, спикер областной Думы Сергей Фабричный ранее высказывался за сохранение заявительного принципа.  Цитата: «Общественная палата должна давать возможность всем некоммерческим организациям, зарегистрированным на территории Новгородской области, иметь своего представителя». И это несмотря на очевидные недостатки действующей системы формирования палаты, не способной воздвигнуть заслон перед любителями просто «заявлять», «тусоваться» или вообще ничего не делать. Ведь большинство нынешних членов ОПНО обычно игнорируют ее мероприятия.
Как бы то ни было, не предопределено, чем все завершится на заседании Думы. Единодушия по данному вопросу среди депутатов нет. Ясен лишь факт, что власть уже вовлечена в судьбу ОПНО, коль скоро значительная часть членов палаты апеллировали к губернатору, попросив его ускорить принятие нового закона. Выбор не из легких. Пойти на реформирование - значит распустить палату до истечения срока полномочий ее членов. И взять на себя  ответственность за конечный результат, то есть за создание той Общественной палаты, которая сможет, наконец, наработать реальный общественный авторитет.