Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Что за комиссия, создатель!

Новгородцы всё чаще возвращают себе деньги, ранее выплаченные банкам
По словам Ольги БЫСТРОВОЙ, начальника отдела защиты прав потребителей областного управления Роспотребнадзора, количество жалоб потребителей в целом увеличилось. Всего за полгода поступило 1199, а в прошлом году за аналогичный период - 949. Что касается жалоб на деятельность кредитных организаций, то их стало в девять раз больше: 15 в прошлом полугодии против 134 в этом.
- Мы за эти шесть месяцев провели 84 мероприятия по судебной защите потребителей. Из них 67 - по финансовым услугам. На сегодняшний день удовлетворено 48 исков, остальные еще находятся на рассмотрении в судах. Возбуждено 13 дел об административных правонарушениях, - отмечает Ольга Викторовна.
Каким же образом заемщик может вернуть незаконно взятую комиссию у банка? Если он считает, что его права были ущемлены, то пишет заявление-претензию в банк, в котором указывает, в чем выразилось, по его усмотрению, нарушение, и предъявляет свои требования: возврат комиссии, возмещение ущерба и другое. Кредитная организация должна рассмотреть претензию в течение 10 дней.
Но банки, как правило, в досудебном порядке комиссии не возвращают. Они ссылаются на то, что заемщик добровольно подписал договор, а значит, автоматически согласен со всеми его условиями. Но несмотря на свободу договора любой кредитный договор должен соответствовать требованиям закона. В действующем законодательстве не предусмотрено взыскание с граждан каких-либо платежей (комиссий, помимо процентов за пользование кредитом, если заемщик не нарушает своих обязательств по договору). Клиент обязан платить проценты только за пользование кредитом. Если гражданин считает, что его права нарушены, либо в договоре содержатся условия, ущемляющие его права, он может обратиться в Управление Роспотребнадзора для проведения правового анализа этого документа. Роспотребнадзор - единственный государственный орган, наделенный полномочиями по проверке кредитных договоров на предмет соблюдения законодательства о защите прав потребителей и выявлению условий, ущемляющих их права. И уже после этого необходимо обратиться в суд. Только судебные органы наделены полномочиями по рассмотрению споров имущественного характера.
- В суде рассматриваются кредитные договоры, срок исковой давности которых не превышает трех лет. В наших полномочиях - провести правовой анализ документа и дать свое заключение. Мы также можем помочь потребителю в суде, вступив в процесс для дачи заключения по делу в целях защиты его прав, - поясняет Елизавета ЕВСТАФЬЕВА, главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления. - Но обязать банк выплатить деньги или пересмотреть условия договора управление не вправе. Это может сделать только суд.
Отметим, что потребитель может и самостоятельно обратиться в суд, минуя банк и управление Роспотребнадзора.
Елена УСКОВА