Суббота, 28 декабря 2024

Редакция

Дорогая моя Абхазия

{thumbimage 150px 1}Отдых в стране мимоз дешёвым уже не назовёшь

Находившаяся долгое время после грузино-абхазской войны 1992-1993 годов в изоляции, разрухе и нищете, страна мимоз, мандаринов и курортов сегодня переживает второе рождение. Отзывы бывалых туристов в Интернете изобилуют в большинстве своём восхитительными эпитетами об отдыхе в стране души, как еще называют Абхазию. О чистейшем море и пляжах, о фруктах, которые буквально валяются под ногами, о вине, льющемся рекой, и неимоверно дешевых ценах на всё. Отдохнуть на одном из курортов Абхазии решила и корреспондент «НВ», отправившись с друзьями в Гагру.

Долгая дорога к морю

- Всё. Дальше не повезу - пробки, - сказал, как отрезал, водитель такси, обещавший довезти от аэропорта в Адлере до границы с Абхазией, а высадил у приграничного рынка. - Дойдёте сами: всё время прямо - не заблудитесь.

И тут же уехал, получив с нас тысячу вместо запрашиваемых 800 рублей. Оказывается, он за 200 рублей провел для нас экскурсию: показав пальцем на какую-то гору и назвав её «той самой Красной Поляной», где развернутся главные соревнования Олимпиады в Сочи, и провезя через главную стройку страны. Правда, кроме пыли да груженных песком и гравием многотонных «КамАЗов», обгонявших нас с обеих сторон, мы ничего не увидели.

В общей сложности до границы вышло около двух километров. Немного, конечно, но в итоге преодоление этого расстояния растянулось почти на три часа. В одной очереди к окошкам паспортного контроля стояли и туристы с чемоданами, и граждане Абхазии с огромными мешками муки, макарон, коробками с бытовой техникой. Тут же сновали проворные носильщики с огромными тележками, предлагая за символическую сумму свои услуги. С регулярной периодичностью людскую толпу разгребали работники таможенного контроля, проталкивая вперёд то якобы беременных женщин, то пенсионеров и других льготников...

Но вот, наконец, наши данные занесены в компьютер, и мы в очередной раз предъявив паспорт и оформив в одном из многочисленных окон пограничного поста Абхазии медицинскую страховку, ступаем на территорию независимой республики.

Русский Монте-Карло

Казалось бы, Гагра расположена всего в 15 километрах от границы с Россией, но пейзаж кардинально иной. Городок раскинулся на узкой полосе вдоль моря, потому что горы здесь очень близко подступают к побережью, окаймляя его сочной растительностью.

Кажется, самой природой было определено, что в этих местах должен появиться, пожалуй, лучший курорт некогда большой страны. Это одно из самых тёплых мест европейской части бывшей российской империи: среднегодовая температура не опускается здесь ниже 15-17о тепла, а горы, теснящие море, создают особый микроклимат. Не удивительно, что именно здесь в начале XX века было решено создать русский Монте-Карло - великосветский курорт, который должен был способствовать сокращению оттока русского золота за границу. Ответственным за проект был назначен родственник Николая II принц Ольденбургский. Для этой цели ему было отпущено по разным свидетельствам от 3 до 7 миллионов рублей и более 14 тысяч десятин земли. В Гагре появились телефон, телеграф, водопровод. Стараниями принца вдоль берега моря за пару лет появились дворец, водолечебница, виллы и особняки, уютные беседки, уникальный Приморский парк с редкими растениями.

Кстати, прогуляться по этому уникальному дендрарию можно и сегодня. Правда, по аллеям парка уже не ходят павлины, да и набережная до конца ещё не восстановлена. Но для туристов это место остаётся любимым для отдыха и романтических встреч.

Эхо войны

...Как-то утром, собираясь на пляж, проходя мимо летней кухни, мы увидели три большие корзины с фруктами, шампанским и коробками конфет, стоящими на столе.

- У вас сегодня день рождения? - радостно поинтересовались мы у хозяйки.

- Нет, у сестры годовщина смерти мужа. Он погиб на войне, - грустно ответила  Мзия.

Как пояснила женщина, в дни памяти у них принято делать такие своеобразные подарки родственникам погибших, вдовам, чтобы их поддержать.

Вообще сегодня о событиях почти двадцатилетней давности мало что напоминает: разрушенные дома и санатории почти полностью восстановлены, возобновлено железнодорожное сообщение, идёт активное строительство. А оставшиеся следы военных действий скрыты от глаз отдыхающих бурной растительностью. Лишь небольшие памятники в виде деревянных крестов или памятных стел с именем погибшего, установленные на аллеях или у магазинчиков, недалеко от места, где жил или погиб человек, напоминают о вооружённом конфликте абхазов и грузин 1992-1993 годов. Тогда, по обнародованным данным сторон, погибли около пять тысяч грузин и четырёх тысяч абхазов... Однако местные жители распространяться на тему той войны не очень любят, впрочем, как и высказывать вслух своё мнение о сегодняшней Грузии. Грузин они называют не иначе как мошенниками, но тут же поправляются, что среди них есть и порядочные люди.

Зона свободной торговли

Гагра поражает не только уникальной природой и памятниками архитектуры, но и ценами. Они, словно кавказское гостеприимство, не знают, кажется, предела. В продуктовых магазинчиках, расположенных на первых этажах частных домов, можно торговаться как на рынке. Здесь не то что кассовых аппаратов нет, но и зачастую ценников. Придя как-то в одну из таких продуктовых лавочек за хлебом, мы весьма удивились, услышав цену в 50 рублей.

- Мы же вчера брали его у вас за 35, - попытались мы возмутиться.

- Вчера муж торговал, он цен не знает, - нашлась хозяйка.

Это ещё что. Если вы собираетесь готовить самостоятельно, то, отправляясь за продуктами, зайдите сразу в несколько магазинов для сравнения, потому как цены на один и тот же товар здесь могут существенно отличаться и превышать общероссийские в несколько раз. Для сравнения, мы купили обычные сосиски за 190 рублей за килограмм, а наши соседи точно такие же за 250. Абхазская ча-ча заводского производства - классический местный «сувенир», отпускаемая на рынке и в дегустационном зале завода в Гудауте за 150 рублей бутылка, в магазине Гагры стоит уже в два раза дороже. Такая же ситуация и с хозтоварами, медикаментами. Сами местные жители, которые, к слову, покупают товар по такой же цене, объясняют это тем, что практически всё закупается в России: кому-то удаётся купить больше, кому-то меньше, одни платят пошлины официально, другие нет - вот и накручивают, чтобы «отбить» все расходы.

Конечно, чем дальше вы останавливаетесь от крупных городов, тем цены ниже. Курорт, что ни говори, будь то в России или в Абхазии, всегда диктует свою завышенную ценовую политику. Абхазы поняли, что туристы к ним, наконец, поехали и готовы тратить деньги. А они уже давно готовы зарабатывать. Так стоит ли их за это упрекать?

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Фото автора