Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Нарисовался, не сотрёшь

{thumbimage 150px 1}Богатырь Александр Невский держит маленького кудрявого Карла Маркса на руках. На заднем плане - железнодорожный вокзал Великого Новгорода. Так художник Федор КОМОЛЬЦЕВ откликнулся в середине 90-х на замену памятника одному герою другим. Правда, удаляя автора «Капитала» в бронзе с клумбы, имя его проспекту оставили. Ныне тема пятнадцатилетней давности опять достойна юмористического изображения, на этот раз в связи с состоявшимся переименованием. Художник и на этот раз не прошел мимо.

- Федор, ваши карикатуры очень запоминаются: легкое перо, остроумные сюжеты. Наверное, скопилась не одна сотня рисунков, которые можно было бы выставить?

- Я действительно не часто устраиваю вернисажи. Точнее, было это всего один раз, когда в кремле работал магазин-выставка «Арт-слобода», а ее владелец, Сергей Пухачев, ныне известный галерист, еще робко приобщал самодеятельных и профессиональных художников к грядущей славе. Выставка карикатур называлась «Первоапрельские тезисы»... Но в ближайшем времени надеюсь показать свои работы, правда, живописные, на выставке в Десятинном монастыре. У меня много и прикладных работ. Например, панно живописные делаю. Если кому интересно, на доме номер 33 по улице Зелинского в Великом Новгороде, там витязь такой в кольчуге...

- Ваша первая работа в области карикатуры?

- Был у меня в детстве красно-синий «командирский» карандаш, так вот, всю печку свежепобеленную изрисовал и другие свободные, как мне казалось, пространства. Как-то дома это поощрялось. Помню, книги были на чердаке, я их «иллюстрировал», журнал «Нива» дореволюционный, с красивыми картинками. Там еще каменные истуканы с острова Пасхи были изображены. Так я им ручки-ножки приделал. И самое интересное, знаете, когда их на самом деле раскопали, там ведь эти конечности обнаружились...

- И где этот талант потом пригодился?

- Сначала - в школьной стенгазете, потом - в Ленинградском педагогическом институте имени Герцена.

- Федор, вы уже больше 30 лет работаете художником на «Акроне», наверное, основная работа не предполагает «веселые картинки»?

- В жизни всегда есть место юмору. У нас действительно серьезное производство, которое я очень люблю... Но на табличке на дверях ответственного за пожарную безопасность я написал «Гера Стратов», и все улыбаются. У меня вообще на одну тему обычно рождается много юмористических рисунков. Вот про того же Герострата: стоит пожарный со шлангом наготове, а мимо него бежит мужик с факелом. У пожарного в голове две мысли: «Герострат? Прометей?». То есть тушить или не тушить?

- Ваши работы одно время часто можно было встретить в новгородских газетах, в том числе и в «Новгородских ведомостях». Почему сейчас их почти нет?

- У меня до 90-х годов не было знакомств с редакторами, для себя и друзей рисовал карикатуры всегда. Но вот известный новгородский журналист Сергей Брутман, увидев мои работы, тогда сказал мне: «Не бросай это дело, у тебя хорошо получается». Конечно, похвала окрыляет. Так и пошло. Время было бурное, веселое, много было политических тем. А потом постепенно сошло на нет. Сейчас СМИ, я говорю о тех, кто печатает большое количество картинок, все больше предпочитают этакую «желтую» карикатуру, где и по мысли, и по исполнению все больше уходят в пошлость.

- А что для вас идеальная карикатура?

- Ну, думаю, не только для меня, это для всего мира примеры - работы
Херлуфа Бидструпа, Жана Эффеля, Николая Ремизова (Ре-ми), Виктора Денисова (Дени), Кукрыниксов. Да даже у художников, которые работали в «Крокодиле» и «Перце», интеллигентное, высокое чувство юмора было несмотря на цензуру и прочие ограничения.

- Как вы считаете, у разных поколений разное чувство юмора?

- Возможно, что так... Очень глобально вопрос поставлен. Помните, «старик, по-старому шутивший отменно тонко и умно, что ныне несколько смешно...»». Вообще-то, кто к чему больше тяготеет, что входит в сферу интересов человека, то и вызывает у него улыбку. Вот вы, смею предполагать, знаете литературу. Есть у меня такая картинка - Антон Павлович Чехов стоит, опершись на машину. На ней надпись - «Чайка». Карикатура так и называется «Чеховская «Чайка». А мысль была о том, что многие литераторы занимаются не столько высоким искусством, сколько погоней за деньгами.

- «Чеховская «Чайка» - это же чистой воды каламбур. Мне еще запомнилась ваша тройка балерин с именами Одетта, Раздетта и Одиллия. Вы сможете описать, как рождаются подобные вещи?

- Не уверен, что смогу. Щелчок какой-то в голове происходит. У меня нет желания кого-нибудь обидеть и карикатурно изобразить человека. Речь идет об изображении явления, скорее. Поэтому персонажи выходят, конечно, гипертрофированными. У меня есть карикатура, где я нарисовал Сальвадора Дали. Помните, у него есть известная картина с растекшимся временем. Я просто посмотрел на это не прямо, а под углом. И получилось, что он эти часы превратил в блины с помощью выбивалки для ковров.

{thumbimage 150px 1}- В каком-то смысле карикатуристу нужно быть журналистом, чтобы отвечать на современные события...

- Наверное, да. Когда рисовал Александра Невского с Карлом Марксом, тогда еще свежи были в памяти события со сносом бюста в 1992 году. Но история иногда делает гримасы, и в прошлом, 2010 году мы снова вернулись к этим персонажам. Сегодня актуальна тема переименования милиции в полицию...

- Есть работы на эту тему?

- Пока нет. Но я могу по любой заданной теме сделать карикатуру. Вот сегодня собирался к вам на интервью и нарисовал картинку для ваших читателей: Винни-Пух и Пятачок, как и я, собрались зайти в гости.

- Чтобы понять смысл некоторых ваших работ, зрителю нужно быть хорошо подготовленным в плане искусства и литературы. Сейчас многие творцы сетуют, что люди недостаточно образованы, чтобы понимать их произведения.

- А я верю, что таких большинство. Может, кто и спросит, глядя на мои карикатуры: а что вы хотели этим сказать? А ничего. Смешно, и всё тут.

Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)