Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Добрые духи страны Лемурии

{thumbimage 150px 1}Один из заокеанских кинохитов последних лет - полнометражный мультик «Мадагаскар» - поднял по свету волну лемуромании, чуть-чуть не доведя ее до ажиотажа. Всё, что касается лемуров, вмиг стало популярным, в зоопарках они привлекают повышенное внимание, а игрушки и сувениры, изображающие трогательных пучеглазых зверьков с полосатыми хвостами, продаются нарасхват. В то время как в природе лемуры становятся всё более редкими, совсем неплохо, если делу их сохранения, пусть даже косвенно, способствует голливудская сказка. Хотя этим обаятельным созданиям не впервой становиться персонажами легенд и верований, мистических слухов и домыслов.

Вышли они из народа...

От начала времен людей на Мадагаскаре было, как и полагается, только двое - мужчина и женщина. Жили они в густом лесу, жили долго и счастливо, питаясь тем, что обильно росло вокруг: орехами, плодами и кореньями. За долгую жизнь у этих Адама и Евы родилось много детей. Одни потомки выросли трудолюбивыми. Отвоевывая у леса участок за участком, они занялись земледелием, начали культивировать рис, и в итоге от них произошли все народы острова. Но нашлись и такие дети, которым работать ну совершенно не хотелось. Эти продолжали добывать хлеб насущный исключительно в лесу, поселились в кронах деревьев и со временем превратились в лемуров.

Такую версию о происхождении всемирно известных животных излагает одна из многих мальгашских легенд. В соответствии с другой лемуры стали потомками людей, проклятых богами, и можно предположить, что опять-таки за нежелание трудиться. Как видим, за многие сотни лет до публикаций Дарвина и Энгельса сермяжная мудрость островитян не только прочно увязывала эволюцию Homo sapiens с производительным трудом, но и, более того, предполагала обратный процесс, утверждая: лень и отрыв от коллектива могут повернуть эволюцию вспять и сделать из человека не обезьяну даже, а полуобезьяну...

Лемуры и Мадагаскар неотделимы друг от друга, как кенгуру и Австралия. Лемуры - одновременно символ, торговая марка (их и на деньгах рисуют) и национальное достояние острова, о котором в свое время Марко Поло писал как о самом славном и самом большом в мире. По поводу размеров прославленный путешественник сильно заблуждался: после Гренландии, Новой Гвинеи и Калимантана Мадагаскар только на четвертом месте. Зато в том, что касается славы, ему и впрямь почти нет равных. А славу тропического острова составляет природа - до такой степени уникальная, только этому месту присущая, что иногда Мадагаскар называют «самым маленьким материком».

Мини-материк пригрелся под восточным боком Африки, отделенный от нее четырьмя сотнями километров Мозамбикского пролива. Согласно геологическим исследованиям, пролив существовал еще в мезозойской эре, более 100 миллионов лет назад. Время расцвета динозавров. Откуда же было взяться на Мадагаскаре лемурам, по сей день, наряду со многими другими местными животными, обитающим только там и более нигде? Любопытно, что ни в науке, ни в мифологии нет единой версии на этот счет.

В изоляции от мира

Согласно одной гипотезе, мадагаскарские лемуры появились на самом острове, произойдя от какого-то здешнего мелкого предка. Если придерживаться другой, научной точки зрения, то 60-70 млн. лет назад родоначальники нынешних лемуров приплыли на остров из Африки в кронах упавших, вынесенных реками в океан и сбившихся в своеобразные плоты деревьев.

Зная, что эти животные воды боятся панически, легко представить, какого страху могли они натерпеться в подневольном плавании! Водобоязнью лемуров широко пользуются в зоопарках, селя их на островах посреди прудов, которые могут быть большими или маленькими, глубокими или мелкими, - это неважно. Хвостатые мадагаскарцы не сунутся в воду ни под каким соусом! Впервые попав в зоопарк чешского города Йиглава, я был поражен оригинальностью оформления лемурьего острова. Пруд вокруг него был от берега до берега забит пучками телореза - плавучего водяного растения, видом напоминающего столетник. Создавалось полное впечатление, что остров окружен не водой, а зеленой лужайкой. Но лемуры-то прекрасно чувствовали ситуацию. Бегая, резвясь и играя, они ни разу не заступили за кромку твердой суши.

Но вернемся к нашим гипотезам. Так было или иначе, или еще как-то - об этом можно спорить до хрипоты, но ясно одно: оказавшись единственными здешними приматами, да еще и не имея шансов выбраться за пределы своей благословенной родины, те самые «пралемуры» явили миру в потомках дивное многообразие форм, цветов и размеров.

Зоологи объясняют такую эволюционную палитру выходами на поверхность Мадагаскара радиоактивных пород, в связи с чем во многих районах острова держится повышенный радиационный фон, а он, как известно, усиливает частоту генных мутаций. Кроме того, изоляция, оторванность от мира, невозможность разбежаться подальше друг от друга тоже приводят к мутациям - путем близкородственного скрещивания. Взаимодействие обоих факторов, вероятно, и привело к разнообразию лемурьего племени. Впрочем, для того чтобы понять причину этого явления, ученым-приматологам предстоит еще немало потрудиться.

Кстати, для начала им надо бы прийти к единому мнению: сколько же всего видов лемуров обитает сегодня в природе? Из-за того, что подвиды то и дело переводят в категорию видов и наоборот, вилка получается чересчур широкой. Судите сами: одни зоологи насчитывают около 40, другие - до 50, а третьи - более шести десятков разных мадагаскарских приматов, заслуживших известность как одни из самых необычных и загадочных животных планеты. Впрочем, о конкретных лемурах расскажу вам в другой раз, а пока давайте проясним еще один момент...

Что за именем?

Между прочим, загадочный, иногда зловещий, облик, ночной - для большинства видов - образ жизни и громкие, порой жуткие для человеческого слуха вопли дали лемурам их название, одинаково звучащее во всех языках международного общения. Понятно, что население Мадагаскара именует зверьков по-разному и на свой труднопроизносимый манер, а вот собственно слово «лемур» имеет древнеримское происхождение. По латыни lemures означает «привидение», «тень умершего». Тени-лемуры делились на добрых и злых, но именно сведения о последних (их называли ларвами) дошли до наших дней.

По мнению древних римлян, злыми лемурами становились не нашедшие покоя в подземном царстве бога Плутона души либо дурных людей, либо тех, кто незаслуженно был предан забвению. Терзаться страданиями в одиночку им не хотелось, а потому неприкаянные духи выбирались по ночам наверх и досаждали живым. Кошмар или страшное видение, насланные лемуром, считались ерундой. В его силах было наградить объект своего внимания безумием, бесплодием, эпилепсией, навести апоплексический удар, моровую язву. Иные лемуры, приняв облик скелета либо вампира, набрасывались на припозднившихся путников и - вот ужас-то - высасывали из них кровь до последней капли.

Однако имелся верный способ обезопасить себя от жутких монстров. Для этого существовали лемурии - античный праздник мертвых, который длился три нечетных ночи: 9, 11 и 13 мая. Ежегодно глава семьи трижды выполнял один и тот же обряд: ровно в полночь босиком обходил жилище, за порогом ополаскивал лицо и руки родниковой водой и девять раз, не оборачиваясь, бросал себе за спину черные бобы, при каждом броске повторяя: «Даю вам эти бобы и тем выкупаю себя и своих близких». Затем нужно было вновь омыться и, как в литавры, девять раз ударить одним медным тазом о другой, прося духов убраться подальше. Считалось, что поевшие бобов и напуганные грохотом лемуры оставят дом в покое, по крайней мере, на год.

С падением Рима канули в небытие и мистические лемуры, и лемурии. О них вспомнили века спустя, когда европейцы попали на Мадагаскар и узнали о ночных животных, в тела которых, как свято верят островные племена, вселяются души умерших людей. И хотя в реальности обитатели мадагаскарских лесов оказались существами совсем не злобными, а наоборот - пугливыми, добрыми и застенчивыми, название античных призраков с легкой руки ученых выдумщиков прилепилось к ним навсегда.

Родственник на ужин

Несмотря на то, что современные малагасийцы веруют «кто в Аллаха, кто в Иисуса», это ничуть не мешает им оставаться мистически настроенными язычниками, которые видят всевозможных духов буквально во всем, что их окружает. Вера в сверхъестественное - главная черта мадагаскарского населения. А поскольку беспокоить духов - дело опасное для здоровья и жизни тебя самого, твоих близких и окружающих, существование островитян насыщено бесчисленными запретами, по-местному - фади. Если следовать им всем, то без нарушения не получится и шагу ступить. Поэтому мальгаши наловчились так искусно лавировать между запретами, что чувствуют себя в их окружении не менее комфортно, чем рыба в воде.

Например, для ряда этнических групп лемуры священны: убив лемура, можно убить нынешнее воплощение твоего деда, брата или матери. Однако народ махафали и еще ряд племен питаются лемурами за милую душу, невзирая на строгость запрета и возможную месть духов. Охотники просто отрубают убитому животному кисти и ступни, похожие на человеческие руки, и это вам уже не фади, а просто добыча, еда. Вот такая двойная мораль получается.

Но в каждой избушке - свои погремушки. В некоторых районах острова мертвых лемуров хоронят с царскими почестями, в некоторых - считают исчадием ада, как черных кошек в средневековой Европе, и убивают при каждом удобном случае. В других местностях лемуров не трогают, но бегут от них целыми деревнями, потому что связывают с ними не своих предков, а кровожадных демонов. А народ сиханака приписывает лемурам способность влиять на финансовое положение человека. Мол, если путник ночью прикорнет в лесу, лемур непременно принесет ему подушку из сухой травы, но важно, куда ее подсунет: под голову - спящий вскоре разбогатеет, под ноги - станет бедным. Правда, либо лемуры им попадаются всю дорогу вредные, то ли сиханака редко спят в лесу, но бедность для них, как, впрочем, и для всех мальгашских народов, - норма жизни, на которую даже не стоит обращать внимание.

 Андрей КОТКИН
Фото автора