Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Кому на Руси жить плохо?

Недавно Росстат опубликовал данные о гражданах, живущих за чертой бедности. Таковых в России оказалось примерно 23 миллиона, то есть 16,1% от населения государства. Это те люди, доходы которых меньше среднего российского прожиточного минимума в 6770 рублей.
 
{thumbimage 150px 1}- Причину того, что в нашей стране, или в том или ином конкретно взятом регионе, есть бедные, искать надо не в специфике региональной экономики, а в душах людей. Ведь какая разница, о каком регионе - дотационном или являющемся донором - идет речь. Во всех из них работают предприятия. Просто производство разное: где-то автомобили делают, где-то нефть добывают, где-то курятину да яйца производят. Поэтому, по большому счету, нет различий между бедностью, например, в Новгородской области и, скажем, в Республике Коми.
Вашему покорному слуге приходится часто ездить по просторам нашей области, общаться там с местным населением и, естественно, спрашивать о заработках. Складывается такое ощущение, что для народа стабильный доход в районе пяти тысяч рублей - нормален и приемлем. При этом частенько люди рассказывают и о том, что в месяц дохода имеют и меньше МРОТ, что у нас в стране, вроде, запрещено законодательством. Более того, в массовом сознании укоренилось представление, что крестьянин на селе должен кормиться благодаря своему подсобному хозяйству, излишки продавать и за этот счёт его и содержать. Только вот почему-то в жизни получается так, что тот же житель деревни даже собственный огород часто как следует обслужить не может. Да-да, тот самый житель, который больше всех на жизнь жалуется.
Чаще всего это объясняется повальной ленью и пьянством на селе: сидит мужик и ждёт, когда за него подумают «наверху» и принесут на блюдечке с голубой каёмочкой все блага, которых он так жаждет. Отчасти это объясняется так называемым «совковым» менталитетом: привыкли люди к тому, что государство должно обеспечивать всех всем необходимым, уравнивая все слои общества. И хотя уже больше двух десятков лет эта система не работает, народ, такое ощущение, ещё не привык к новым порядкам. Проще сидеть на месте и ждать неизвестно чего, копя при этом злобу и сетуя на то, что работы нет.
Но вдруг, о чудо! Приходят в какой-то отдалённый район области инвесторы и говорят о том, что будут строить тут предприятие, начнут разработку недр или просто организуют сельхозпредприятие: население будет получать хорошие деньги, в район потекут налоги, и жизнь потихоньку начнёт налаживаться. Так вот, тут же начинается активное сопротивление тех самых бедных, кто недавно жаловался на жизнь. И это сопротивление идёт волнами.
Так, на стадии разработки проекта на инвестора сначала набросятся местные «несогласные», «экологи» и защитники «памятников» всех мастей и та часть населения, которая не привыкла к переменам. При этом хочется подчеркнуть, что абсолютно не важно, что именно новое появится - трубопровод, дорога, добыча песка и гравия, завод или сельхозпредприятие. Все всегда против.
Второй этап возмущения начинается в тот момент, когда вопреки крикам и возмущению появляется новое предприятие. Выясняется, что работать туда никто не пойдет. По разным причинам - от повального пьянства и банального нежелания менять образ жизни до отсутствия квалификации. И работать идут «приезжие». Причём необязательно гастарбайтеры с юга - привлекаются жители соседних регионов.
А ведь сейчас разработаны неплохие схемы по развитию сельского хозяйства, в регион выделяются средства из федерального бюджета, банки дают кредиты под небольшие проценты... Странно, но пользуются всеми этими благами в основной массе... петербуржцы. Совсем недавно я был в гостях у своего питерского друга. Он переехал в глухую деревню в одном из районов нашей области и разводит там кур, кроликов и поросят. Друг тоже жалуется, но совсем-совсем на другое. Говорит, что местные вместо того, чтобы работать, сначала сетуют на жизнь, потом просят денег, а после пытаются ему какую-нибудь гадость сделать, подворовывают... А самое главное занятие - сидя за бутылкой сивухи, купленной на деньги, взятые «в долг» у петербуржца, перемывать ему косточки со словами «понаехали тут».
С другой стороны, всегда есть оборотная сторона медали - когда-то ведь и эти люди работали. Ну не поверю я, что они всегда сиднем сидели! Значит, просто не нашли своего места в этой жизни?
Александр ФРОЛОВ,
редактор регионального отдела газеты «Новгородские ведомости»