Вторник, 16 июля 2024

Редакция

Продать газету

В своем обращении к Федеральному Собранию Дмитрий Медведев предложил отдать государственные СМИ в частные руки. Краснодарский край на днях принял решение первым начать приватизацию. Чем обернётся эта затея, если её перенести на другие, менее развитые регионы России?
{thumbimage 150px 1}- Для начала стоит отметить, что Краснодарский край - особенная для России территория, с высоким потенциалом и хорошо развитая экономически. На ней работает множество средств массовой информации, и, конечно же, далеко не каждое издание, учредителем которого является администрация края, получаёт от неё хоть какие-нибудь денежные вливания. Они самодостаточны. Они получают прибыль.
У меня есть конкретный пример: редактор одной из краснодарских газет, Зинченко, победитель различных конкурсов нашего фонда, руководит прибыльным изданием, которое считается государственным, но от государства средств не получает. Ещё четыре года назад он говорил: «Отпустите такие издания, как наше, на свободу, вот мы развернемся!» Но теперь вместо свободы их ждет продажа за совершенно смешные деньги. Насколько мне известно, цена издания колеблется от 500 тысяч до двух миллионов рублей. И шансы на то, что издание будет продано за приемлемую сумму, невелики. Сами понимаете, бизнес у нас в стране сейчас устроен таким образом, что без ценового сговора дело не обойдется. Я не имею в виду договоренность администрации и покупающей стороны, а именно договоренность между структурами, претендующими на покупку. С приватизацией такими стремительными темпами мы уже один раз имели дело. Все надо делать поэтапно и в первую очередь надо оценить потенциал каждого региона, прежде чем браться за его СМИ.
Уже ясно, что приватизация вызовет недовольство газет эффективных, которые не хотят быть перепроданными. Ну а что же станет с газетами менее успешными? У нас в стране есть регионы, в которых муниципальные образования составляют по 5-10 тысяч человек населения. У каждого из них сейчас есть газеты, неприбыльные, дотируемые, но нужные людям. Разве захочет бизнес покупать такие газеты? Конечно, нет, поэтому, когда государство их перестанет финансировать, они просто умрут. Сейчас газета в небольшом районе имеет тираж 2-2,5 тысячи экземпляров. Но ведь читает её не один человек, а вся его семья. Значит это 8-10 тысяч человек. В этих газетах люди находят то, что написано о них, о соседях, о том, что сделала местная власть, в конце концов. И вот газета закрывается. Я глубоко сомневаюсь, что эти люди выпишут центральную или еще какую-нибудь прессу.
На сегодняшний день есть и другие угрозы существованию газет. По самым оптимистичным прогнозам западных экспертов, в ближайшие 40 лет газеты в бумажном виде сгинут как явление. А согласно пессимистичным прогнозам на это потребуется всего 15 лет. Меняется среда, меняется информационная ситуация, и с этим ничего не поделаешь. Телевидение давно уже отобрало от газет сиюминутную информацию, новости, да и радио работает гораздо оперативнее. Что же остается газетчикам? Энергетика и контакты с аудиторией.
На сегодняшний день главная задача редакции - привлечь всех к себе. Надо все силы направить на полное взаимодействие с читателем. Одна из моих любимых идей - организация вокруг газеты культурного центра. Издание выживет, только если будет иметь вокруг себя клуб читателей газеты, если сформирует молодежную редакцию, которая что-то будет сама выпускать. Кроме того, если газета когда-нибудь исчезнет в бумажном виде, это не значит, что она умрет. Форма газеты всегда может сохраниться в электронном виде. И я не вижу в этом ничего постыдного.
Светлана КОЛЕСНИК,
президент Фонда развития информационной политики