{thumbimage 150px 1}Трагедия на Волге побудила провести ревизию всех речных пассажирских судов в Новгородской области
В эти дни на Куйбышевском водохранилище идет операция по подъему затонувшего восемью днями ранее теплохода «Булгария». Родственники 16 пассажиров, числившихся без вести пропавшими, надеялись, что они все-таки там, на погибшем судне. И можно будет оплакать и похоронить близких. А экспертам поднятое с илистого дна судно позволит сделать окончательные выводы о причинах страшной трагедии, унесшей жизни более 130 человек. Спасены только 79, из них 10 детей, 29 женщин и 40 мужчин.
Хотя главное уже сказано. Премьер-министр Владимир Путин 14 июля назвал причинами катастрофы теплохода «Булгария» на Куйбышевском водохранилище «безответственность, алчность и грубое нарушение правил технологической безопасности». Выяснилось, что у компании, арендовавшей судно, не имелось лицензии, что на «Булгарии» были «левые» каюты и незарегистрированные пассажиры. Вдобавок судно якобы вышло в рейс с одним неработающим двигателем. Гроза, волна - и все...
По всей стране идут тотальные проверки речного пассажирского хозяйства. Естественно, мы хотим знать,
а что у нас?
Как рассказал «НВ» новгородский транспортный прокурор Владимир ВОИЩЕВ, итоги будут подведены после 22 июля. Прокуратура совместно с судоходной инспекцией проверила все пассажирские суда нашей области, находящиеся в Великом Новгороде и Валдае.
- Общее предварительное впечатление более или менее нормальное, - говорит Владимир Николаевич. - Мы провели документальную проверку, просмотрев разрешения, акты выполненных ремонтов и так далее. Поднять суда на слив и просмотреть их техническое состояние пока не можем. Судя по документам все это выполняется в предусмотренные сроки под контролем Речного регистра.
Флагман новгородской флотилии теплоход «Господин Великий Новгород» находится в рейсе, его должны были осмотреть в Санкт-Петербурге. Вместе с ним пассажирский речфлот области - шесть судов. И все они, как известно, в летах...
Металл не устал
- Я не согласен с теми, кто сейчас ищет причину всех бед в самой технике, - заметил капитан-директор Новгородского КЮМа Николай ВАРУХИН. - Да, старые у нас суда. Но при нормальной эксплуатации несколько десятилетий для корабля - не срок. В Европе по рекам ходят настоящие раритеты и не только любящих старину туристов перевозят, но и грузы. Все на плаву.
Трагедия на Волге невольно напомнила Николаю Геннадьевичу трехлетней давности поход теплохода «Господин Великий Новгород» с детьми и туристами на борту в Казань.
- Честно скажу: неприятно поразила тяга местных проверяющих к поборам. Я не удивлен, что «Булгария» могла совершать круизы, невзирая ни на какие проблемы, имевшиеся у судна. Не корпус прогнил, а система. И лечить этот коррупционный нарыв нужно только хирургическими методами.
В том, что возраст - еще не показатель, уверен и заместитель начальника Ладожского линейного отдела Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Владимир ГУРОВ. По его словам, к владельцам новгородских судов претензий не возникало. За техническим состоянием они следят.
- Букет нарушений у «Булгарии» - это очень плохо, но я вполне допускаю, что основной причиной катастрофы может оказаться одна-единственная роковая ошибка, - сказал Владимир Семенович. - Например, незадраенные люки. Погода ведь стояла жаркая, гроза налетела внезапно, поднялась волна...
Особое мнение
- Срок амортизации судна - 30 лет, - комментирует ситуацию начальник Новгородского района водных путей и судоходства Виктор СИЛКИН. - Так о чем мы говорим? Кто-нибудь из нас, достигнув зрелых лет, становится сильнее? Вот и за здоровьем судов после многих лет эксплуатации должен быть особый пригляд. Как к кораблю относиться, так он и будет служить. А если теплоход враз кувыркнулся, погубив столько людей, то что можно думать о его хозяине? В зоне моей ответственности - грузовые суда, а что касается пассажирских, то скажу так: лично я в круизы не ходок.
В чем все специалисты едины, так это в том, что наш плавучий парк, конечно же, надо обновлять. И не представляют, как можно решить эту проблему без участия государства, уповая лишь на частный интерес и инвестиции. Это их ответ на один из любимых русских вопросов: «Что делать?». С другим сакраментальным вопросом - «кто виноват?» - проще. Виновных, в этом не приходится сомневаться, накажут. Чиновники, транспортные полицейские, капитаны судов, прошедших мимо терпящей бедствие «Булгарии»...
Впрочем, у капитанов могли быть свои чисто технические причины для этого. А вот какой мотив был у пассажиров оказавшегося вблизи «Булгарии» судна «Метеор» снимать на мобильные телефоны гибнущих людей? Неужели охота заработать на чужом горе, когда появится спрос на редкие кадры для телепередач и документальных фильмов?
По всей стране идут тотальные проверки речного пассажирского хозяйства. Естественно, мы хотим знать,
а что у нас?
Как рассказал «НВ» новгородский транспортный прокурор Владимир ВОИЩЕВ, итоги будут подведены после 22 июля. Прокуратура совместно с судоходной инспекцией проверила все пассажирские суда нашей области, находящиеся в Великом Новгороде и Валдае.
- Общее предварительное впечатление более или менее нормальное, - говорит Владимир Николаевич. - Мы провели документальную проверку, просмотрев разрешения, акты выполненных ремонтов и так далее. Поднять суда на слив и просмотреть их техническое состояние пока не можем. Судя по документам все это выполняется в предусмотренные сроки под контролем Речного регистра.
Флагман новгородской флотилии теплоход «Господин Великий Новгород» находится в рейсе, его должны были осмотреть в Санкт-Петербурге. Вместе с ним пассажирский речфлот области - шесть судов. И все они, как известно, в летах...
Металл не устал
- Я не согласен с теми, кто сейчас ищет причину всех бед в самой технике, - заметил капитан-директор Новгородского КЮМа Николай ВАРУХИН. - Да, старые у нас суда. Но при нормальной эксплуатации несколько десятилетий для корабля - не срок. В Европе по рекам ходят настоящие раритеты и не только любящих старину туристов перевозят, но и грузы. Все на плаву.
Трагедия на Волге невольно напомнила Николаю Геннадьевичу трехлетней давности поход теплохода «Господин Великий Новгород» с детьми и туристами на борту в Казань.
- Честно скажу: неприятно поразила тяга местных проверяющих к поборам. Я не удивлен, что «Булгария» могла совершать круизы, невзирая ни на какие проблемы, имевшиеся у судна. Не корпус прогнил, а система. И лечить этот коррупционный нарыв нужно только хирургическими методами.
В том, что возраст - еще не показатель, уверен и заместитель начальника Ладожского линейного отдела Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Владимир ГУРОВ. По его словам, к владельцам новгородских судов претензий не возникало. За техническим состоянием они следят.
- Букет нарушений у «Булгарии» - это очень плохо, но я вполне допускаю, что основной причиной катастрофы может оказаться одна-единственная роковая ошибка, - сказал Владимир Семенович. - Например, незадраенные люки. Погода ведь стояла жаркая, гроза налетела внезапно, поднялась волна...
Особое мнение
- Срок амортизации судна - 30 лет, - комментирует ситуацию начальник Новгородского района водных путей и судоходства Виктор СИЛКИН. - Так о чем мы говорим? Кто-нибудь из нас, достигнув зрелых лет, становится сильнее? Вот и за здоровьем судов после многих лет эксплуатации должен быть особый пригляд. Как к кораблю относиться, так он и будет служить. А если теплоход враз кувыркнулся, погубив столько людей, то что можно думать о его хозяине? В зоне моей ответственности - грузовые суда, а что касается пассажирских, то скажу так: лично я в круизы не ходок.
В чем все специалисты едины, так это в том, что наш плавучий парк, конечно же, надо обновлять. И не представляют, как можно решить эту проблему без участия государства, уповая лишь на частный интерес и инвестиции. Это их ответ на один из любимых русских вопросов: «Что делать?». С другим сакраментальным вопросом - «кто виноват?» - проще. Виновных, в этом не приходится сомневаться, накажут. Чиновники, транспортные полицейские, капитаны судов, прошедших мимо терпящей бедствие «Булгарии»...
Впрочем, у капитанов могли быть свои чисто технические причины для этого. А вот какой мотив был у пассажиров оказавшегося вблизи «Булгарии» судна «Метеор» снимать на мобильные телефоны гибнущих людей? Неужели охота заработать на чужом горе, когда появится спрос на редкие кадры для телепередач и документальных фильмов?
История ЧП
Катастрофа № 1 для новгородских речников это - гибель буксира «Чита», на борту которого находилось 13 человек экипажа. Не спасся никто. Трагедия случилась в 1953 году на озере Ильмень.
Пароход «Чита» был послан на выручку терпящему бедствие судну «Чудово». Сильнейший шторм разметал плоты с лесом, которые буксировал «Чудово». Корабль оплело плотами, и он потерял ход. В итоге его выбросило на берег. Чтобы спустить судно на воду, пришлось рыть мини-канал.
В том, что спасатели до места не добрались, повинен был тот самый человеческий фактор, о котором так часто вспоминают в связи с катастрофами нашего времени. Накануне «Чита» заправлялась углем и вышла в бурлящий Ильмень с незадраенными люками. Спешка и недосмотр привели к тому, что судно, черпнув воды, быстро затонуло. Лишь один из членов команды попытался воспользоваться спасательным кругом. В ледяной воде шансов у него не было. Окоченевшее тело матроса потом нашли на берегу. Его товарищей извлекли из ледовой могилы лишь на следующий год. Хоронил погибший экипаж весь город. Комментарий
Пароход «Чита» был послан на выручку терпящему бедствие судну «Чудово». Сильнейший шторм разметал плоты с лесом, которые буксировал «Чудово». Корабль оплело плотами, и он потерял ход. В итоге его выбросило на берег. Чтобы спустить судно на воду, пришлось рыть мини-канал.
В том, что спасатели до места не добрались, повинен был тот самый человеческий фактор, о котором так часто вспоминают в связи с катастрофами нашего времени. Накануне «Чита» заправлялась углем и вышла в бурлящий Ильмень с незадраенными люками. Спешка и недосмотр привели к тому, что судно, черпнув воды, быстро затонуло. Лишь один из членов команды попытался воспользоваться спасательным кругом. В ледяной воде шансов у него не было. Окоченевшее тело матроса потом нашли на берегу. Его товарищей извлекли из ледовой могилы лишь на следующий год. Хоронил погибший экипаж весь город. Комментарий
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
«То, что сегодня происходит, - это вызов власти, обществу, всему народу. И мы не должны воспринимать случившееся прекраснодушно - мол, еще одна авария. Мы должны собрать силу духа, мобилизовать волю, финансовые средства для того, чтобы предотвратить возможные катастрофы в будущем. (...) Но если доминантой нашей жизни будет по-прежнему стремление как можно больше заработать любыми путями, то нас ждут еще большие катастрофы».
«То, что сегодня происходит, - это вызов власти, обществу, всему народу. И мы не должны воспринимать случившееся прекраснодушно - мол, еще одна авария. Мы должны собрать силу духа, мобилизовать волю, финансовые средства для того, чтобы предотвратить возможные катастрофы в будущем. (...) Но если доминантой нашей жизни будет по-прежнему стремление как можно больше заработать любыми путями, то нас ждут еще большие катастрофы».
Василий ДУБОВСКИЙ
Владимир БОГДАНОВ (фото)
Владимир БОГДАНОВ (фото)