Воскресенье, 29 декабря 2024

Редакция

Ильменское цунами

{thumbimage 150px 1}Территория вокруг Юрьева монастыря стала землёй раздора из-за планируемой застройки
От Т-образного перекрестка на Юрьевском шоссе, что под Великим Новгородом, одна дорога ведет к Свято-Юрьеву монастырю, вторая - в Ракомо, древнюю загородную резиденцию князя Ярослава Мудрого. Словно жизненный выбор: налево - к храму, направо - к власти. С точки зрения истории - ценны оба пути, а реальность подталкивает делать шаг в каком-то направлении. Потому что одновременно в разные стороны двигаться нельзя.
Именно на этом перепутье, между деревнями Юрьево и Ращеп, администрация Новгородского района, в ведении которой находится здешняя земля, выделила участок площадью 18,8 га, чтобы сдать его в аренду для жилищного строительства. Территории с видом на Ильмень в совокупности с 15-минутной транспортной доступностью от областного центра пользуются у застройщиков большим спросом.
В сентябре прошлого года право аренды этого участка с аукциона приобрело ООО «Гранд-М», аффилированное со строительным концерном «Энергия» (Москва). Стартовали торги с 3,2 млн. рублей, конечная цена осталась коммерческой тайной. При этом по условиям аукциона победитель обязан выплачивать за аренду в год 3,9 млн. рублей, пока не сдаст постройки в эксплуатацию. После этого земля переходит в собственность, и пользование ею оплачивается жильцами в виде налога. Так что чем скорее арендаторы начнут осваивать территорию, тем дешевле она им обойдется.
Поэтому «Гранд-М», оформив договор, намеревалось приступить к освоению полученной земли уже в 2011 году. Следуя закону, представители компании обратились в комитет культуры Новгородской области с целью узнать, нет ли на данном участке, где планируется построить 95 многоэтажных блокированных домов, каких-либо ограничений, связанных с историей и археологией. Наслышанные о новгородских древностях москвичи беспокоились, не возникнут ли у них проблемы с культурным земельным слоем и слоями новгородского населения? Как в воды Ильменя глядели.
{thumbimage 150px 1} Оказалось, еще 14 лет назад администрацией Новгородской области было подписано постановление № 12 от 16 октября 1997 года «О памятниках истории и культуры». В нем значилось, что на участке (который в 2010 году был предназначен к застройке компанией «Гранд-М») находится объект культурного наследия регионального значения «Селище на реке Прость», датированное примерно VIII веком. Это самое первое славянское поселение, известное ученым. Тогдашний пользователь этой земли, совхоз-техникум «Новгородский», имел обязательство древнейший памятник охранять. Сейчас аналогичное обязательство есть и у «Гранд-М». Только разрешения на строительство нет.
Между тем нынешняя администрация Новгородского района утверждает, что согласно документам, по которым они сдали участок в аренду на 49 лет, никаких памятников истории там не существует.
- Мы действуем на основании технического паспорта, выданного управлением Федеральной службы кадастра и картографии по Новгородской области в 2009 году, до формирования участка, - поясняет Ирина ШИЛОВА, заместитель главы Новгородского района. - Также ссылаемся на отсутствие утвержденных охранных зон и на основании этих правоустанавливающих документов не видим никаких обременений.
Действительно, в кадастровом паспорте особо охраняемых территорий не значится. Обращает на себя внимание лишь то, что запрос в комитет культуры области районные власти сделали спустя два месяца после того, как продали право аренды москвичам.
Есть и еще нюанс - участок, о котором идет речь, долгое время находился в категории земель сельхозназначения, пока, как утверждает Ирина Шилова, депутаты областной Думы не дали разрешения на его перевод в земли под застройку.

На территории Новгородской области, по данным комитета культуры области, существует восемь охранных зон. Что касается отдельных объектов культурного наследия, то сейчас на территории области их выявлено более 4800. В том числе 389 - федерального значения, 3045 - регионального. Самое печальное, что 1400 из них - вовсе без статуса. Каждый объект нуждается в разработке проектов зон охраны. Если в год в среднем удается сделать 10 паспортов для таких памятников, нетрудно подсчитать, что для составления полного списка потребуется 500 лет. Но, учитывая полное отсутствие средств в областном бюджете на эти работы, цифра остается недостижимой.

Итак, комитет культуры ознакомил застройщика с обременением, попутно сообщив, что этот участок попадает еще и в разрабатываемый проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Юрьева монастыря, XII-XIX вв.». Тут чиновники поторопились, ведь «разрабатываемый» - это еще не значит существующий.
Занималось созданием проекта охранных зон Юрьева монастыря с июля 2010 года новгородское ООО «МАРТ» (МАлое Реставрационное Товарищество), выигравшее конкурс Министерства культуры по разработке проекта. По признанию Марины ПОПОВОЙ, директора компании, условия, выдвинутые заказчиком, были суровыми. Подразумевалось, что ничье мнение, кроме ученых, не должно влиять на величину территории, на которой в соответствии с тремя зонами: а) нельзя ничего менять; б) нужно регулировать застройку; в) не производить никаких действий на ландшафте.

Нынешние новгородские новоселы, которые строятся близ Юрьева монастыря, в своей любви к этим местам не первые. 700 лет, вплоть до XVIII века, пока могущество Свято-Юрьевского монастыря еще не пришло в упадок, земли принадлежали новгородским монахам. Поскольку лавра была средоточием культурной и политической жизни Новгородского государства, эти луга видели многое. И Ярослава Мудрого, и скорый его суд над взбунтовавшимися новгородцами, и князя Всеволода Мстиславовича, и великого архимандрита Фотия, а уж высоких светских лиц не перечесть.

В ноябре 2010 года проект охранной зоны был сдан и оплачен Минкультом. Проблема заключается в том, что его подразделение, Росохранкультура (которое, кстати, с 4 июля упразднено), за восемь месяцев не дала положительного экспертного заключения по проекту, о чем в июле известила компанию. Москва считает, что требуются доработки.
Понятно, если бы положительное заключение было получено, то, пройдя голосование в региональной Думе, скорее всего, превратилось бы в областной закон. Если бы вердикт был отрицательным, вопрос вообще сняли бы с повестки дня. Не случилось ни того, ни другого. Так что формально документа, который определял бы зону неприкосновенности ландшафта Юрьева монастыря, действительно нет.
-  Администрация Новгородского района запустила всю процедуру в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, провела публичные слушания в сельском поселении задолго до начала торгов, заручилась поддержкой местного населения, - говорит Владимир АЛЕКСЕЕВ, председатель областного комитета по строительству и дорожному хозяйству. - Покажите мне документ, который устанавливает на этом участке земли прямой запрет на строительство или охранную зону?
Владимир Алексеев осведомлен о наличии охранного паспорта на селище Прость, но, по его словам, представители новгородской общественности не смогли показать ему на месте границы этого памятника, который, по его данным, составляет 600 квадратных метров (20 на 30 м для наглядности, пресловутые шесть соток).
Однако председатель Новгородского общества любителей древности (НОЛД) Сергей Трояновский настаивает на том, что «территория селища на реке Прость в значительной своей части отведена под коттеджную застройку без предварительного обследования археологами и заключения историко-культурной экспертизы». Историк и археолог пояснил «НВ»: «Мы считаем, что вопросы сохранения культурного наследия не могут решаться без учета мнения профессиональных сообществ, которые наряду с чиновниками чувствуют себя ответственными в регионе за археологию, реставрацию, экологию и прочее».
В пример удачного сотрудничества Трояновский приводит недавно отведенную под строительство территорию Аркажской слободы, где инвестор-заказчик прислушался к мнению археологов, и древнее славянское поселение, расположенное там, а также руины монастыря выгородили из территории застройки. Но случаев строительства на заповедных территориях без рассмотрения общественностью, по словам Сергея Викторовича, гораздо больше - Перынь, Хутынь, Нередица - в наиболее знаковых для русской истории местах.
В знак протеста НОЛД решило выйти из состава общественной комиссии по сохранению культурного наследия Новгородской области.
 - Луга вдоль Юрьевского шоссе, которые как раз сейчас хотят застроить, обладают в первую очередь ценностью как историко-культурный ландшафт, - аргументирует Сергей Трояновский. - Это то, что сейчас более всего ценится в Европе при повальном технократическом наступлении, которое происходит на природу.
 
В России уже есть историко-ландшафтные заповедники. Например, Соловки, где туристы любуются панорамой Белого моря. Территория Республики Алтай - вообще вся целиком именно такой природный заповедник. Прямым конкурентом памятников Новгородчины становится псковская крепость Изборск, откуда с вершины Журавьей горы открывается типичный русский ландшафт. Псковичи сейчас прилагают немалые усилия, чтобы попасть под крыло ЮНЕСКО, где Новгород, к слову, состоит уже давно.
 
Обнародование проблем застройщика сделало частный (хотя и «выдающийся») случай застройки территории в районе памятника культуры  источником цунами в общественном сознании. А подробности дела обнажили глубокие проблемы с охраной исторических и природных объектов Новгородчины.
Согласно 73 федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на страже сохранности объектов культурного наследия (без разницы, проданы они в частные руки или стоят на балансе у органов власти) стоит государство. А общественные организации помогают ему контролировать процесс.
В Петербурге, например, это поняли давно, хотя и не без эксцессов - вспомнить хотя бы Охта-центр. Михаил МИЛЬЧИК, член советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры РФ, трактует статью 36 73-ФЗ таким образом, что «если (на участке земли) выявляются ценные культурные объекты, то эта территория еще до придания этим объектам статуса памятников становится неприкосновенной». По мнению ученого, работа над формированием проекта охранной зоны Юрьева монастыря как раз подходит под это определение. За несоблюдение охранного законодательства полагаются большие денежные взыскания. Неужели вечно прав Салтыков-Щедрин со своим «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения?».
На внеочередном заседании НОЛД, посвященном Юрьеву, с участием академика Валентина Янина - патриарха изучения Древней Руси и Великого Новгорода, в частности, было высказано немало аргументов, почему необходимо разобраться с процедурой застройки Южного Приильменья.
Как нам стало известно, на этой неделе Новгородское общество любителей древности обратилось к губернатору Сергею Митину, депутатам областной Думы и представителю президента в Новгородской области Олегу Онищенко с предложением наложить мораторий до окончательного решения относительно проекта охранной зоны этого объекта Министерством культуры. Кроме того, чтобы в дальнейшем иметь однозначную законодательную трактовку при хозяйственном освоении подобных территорий, в комитете культуры области заверили, что заложили в бюджет на будущий год средства на разработку первоочередных охранных зон других памятников культурного наследия.
P.S.
Как стало известно «НВ», 18 июля 25 экспертов Консультативного совета при губернаторе соберутся на внеочередное заседание для обсуждения проблемы застройки Юрьева. До этого срока Сергей Митин запретил вести любые строительные работы на участке в окрестностях Юрьева.
 
Комментарий
Александр АВДЕЕВ, министр культуры РФ:
- Сохранение уникальных новгородских исторических ландшафтов является актуальной общегосударственной задачей. Было бы непростительной ошибкой допустить, чтобы богатейшее археологическое наследие, являющееся важнейшим источником для изучения истории российской государственности, подверглось даже малейшей угрозе разрушения в связи с возрастающим количеством крупных строительных проектов.
 
 
Анатолий ПОТЕМКИН, заместитель губернатора Новгородской области:
- Власть всегда готова находить консенсус. Мы, чиновники, не упрямцы, но разговоры без правовых оснований - чистой воды популизм. Пусть общество любителей древности со своей стороны действует, чтоб скорее был принят закон об охранных зонах, паспортизации объектов. Руководство региона осознает, чувствует особенность новгородской земли и в настоящее время все делает, чтобы 1150-летний юбилей российской государственности отмечался в Великом Новгороде, об этом и президент, и губернатор говорят.
Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)