{thumbimage 150px 1} Лучшие разработки новгородских дизайнеров представлены в монографии «Дизайн. История, современность, перспективы», выпущенной в московском издательстве «Aстрель».
Об уникальности и традициях новгородской художественно-технологической школы корреспонденту «НВ» рассказал ее руководитель, заведующий кафедрой художественной и пластической обработки материалов НовГУ профессор Евсей БЕРДИЧЕВСКИЙ.
- Евсей Григорьевич, расскажите об этом научном проекте, в котором вы принимали участие и как автор.
- Московские издатели решили в одной книге представить все современные дизайнерские направления в России. В проекте приняли участие руководители 14 художественно-технологических школ страны, в том числе и новгородской. Самые сильные школы России находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Оригинальность каждого направления подтверждают фотографии 15 лучших дизайнерских разработок. На мой взгляд, это удачный проект, не имеющий аналогов в нашей стране.
Что касается новгородской школы, она появилась в 1994 году на базе университета. Сейчас в нее входят около 30 скульпторов, художников, дизайнеров, среди которых - народный художник России, известный график Борис Непомнящий. У нас еще очень молодое направление, однако достаточно сильное и оригинальное. Об этом говорят и многочисленные победы на общероссийских конкурсах.
- Что отличает новгородскую дизайнерскую школу?
- Мы разрабатываем свой оригинальный стиль. В частности, наши умельцы в своих произведениях любят использовать контраст формы и цвета. Пример: серебряное колье, украшенное черными полудрагоценными камнями и александритами. Кроме того, многие новгородские ювелирные изделия и скульптуры ассиметричны по форме, отличаются плавными линиями, модернистской текучестью, абстрактным содержанием. В работах часто используется нюанс, меняющий эстетическое впечатление от изделия.
- Самый известный материал на Новгородской земле - это, пожалуй, береста. Используете ли вы ее в своей работе?
- Стоит отметить, что это еще одна особенность нашей школы, ведь из бересты выполнены многие наши разработки. Однако на новгородском рынке предложен очень ограниченный выбор берестяных изделий: коробочки, туеса, лапти. А ведь этот материал обладает безграничными возможностями. Например, мастера нашей школы делают из бересты большие декоративные панно на библейские сюжеты.
- Расскажите об изюминках вашей коллекции.
- Месяц назад благодаря искусству наших умельцев появилось такое оригинальное ювелирное изделие, как «трансформер». Это серебряное колье со сверкающими лазуритами, благодаря особой конструкции превращающееся в диадему. Кроме того, одной из изюминок прикладного дизайна можно назвать изящный пасхальный сувенир «Яйцо Фаберже», сплетенный из серебряной проволоки. Внутри него спрятана небольшая икона, Мадонна с младенцем, расписанная эмалью по металлу. Мы его даже в Софийском соборе освятили. Как вы догадались, сувенир выполнен в традициях знаменитого российского ювелира, изготавливающего яйца поразительной красоты с сюрпризом внутри для членов императорской семьи.
- В вашей коллекции много работ на религиозную тему?
- Большой гордостью для нас являются две панагии - небольшие иконы с изображением Богоматери, которые носят епископы на груди. Одна из них сделана из золота и украшена рубинами. Это очень тонкая филигранная работа, при выполнении которой нужен не только талант, но и чуткость души. Кроме того, в новгородской школе есть иконописное направление, в рамках которого создаются как большие иконы, расписанные сусальным золотом, так и лаковые миниатюры. Мастера школы создали целую галерею новгородских святых, среди которых есть святая Анна Новгородская, святой Никита, святой Владимир. Пока что здесь представлены только 16 святых, а их около 200. Глядя на некоторые из икон, кажется, что их автор - профессиональный иконописец, а не студент. Некоторые из икон мы дарим храмам.
- Какие материалы используют новгородские дизайнеры в своей работе?
- В основном серебро и полудрагоценные камни: сапфиры, нефриты, рубины, агаты, александриты. Из золота выполнять изделия мы практически не можем, так как у нас нет лицензии на работу с этим благородным металлом. Всего в коллекции школы не менее 500 изделий. Они, конечно, запатентованы и находятся на кафедре. В будущем мы хотели бы открыть собственный небольшой музей. Дело в том, что наша школа не имеет права продавать изделия. Мы можем их только дарить или представлять на общероссийских выставках.
- Как у вас сочетаются практический дизайн и научная работа?
- В рамках новгородского направления разрабатываются оригинальные декоративные покрытия, которые электрохимическим способом наносятся на поверхность и создают, к примеру, имитацию золота или других красивых материалов. Сейчас большой популярностью пользуется металлизация растений и насекомых. С помощью разработанных нами технологий листья комнатного растения покрываются тонким слоем металла, и цветок становится предметом красоты. Таким же способом можно обработать и бабочку и затем приколоть к блузке как золотую брошь.
Но главным научным направлением школы является разработка новых методов пластической обработки металлов. Раньше считалось, что из некоторых металлов сложно сделать скульптуру, поэтому фигуры чаще всего отливали. Между тем у этого способа есть масса недостатков: во-первых, далеко не все металлы можно отлить, а во-вторых, часто фигуры застывают неравномерно и трескаются. Новгородским ученым удалось разработать специальные технологии, с помощью которых из любого металла, даже из самой дешевой стали, можно сделать скульптуру. Металл в полугорячем состоянии деформируется, и с помощью специального оборудования и особых обработок получается оригинальное изделие. Для придания фигурке эстетического вида на нее наносится тончайшее декоративное покрытие.
- Что у вас сейчас в работе?
- Мы уже начали готовиться к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности. К этому торжественному событию изготовлено большое деревянное панно с изображением Новгородского кремля, Софийского собора. Это изделие мы планируем преподнести в подарок городу.
- Московские издатели решили в одной книге представить все современные дизайнерские направления в России. В проекте приняли участие руководители 14 художественно-технологических школ страны, в том числе и новгородской. Самые сильные школы России находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Оригинальность каждого направления подтверждают фотографии 15 лучших дизайнерских разработок. На мой взгляд, это удачный проект, не имеющий аналогов в нашей стране.
Что касается новгородской школы, она появилась в 1994 году на базе университета. Сейчас в нее входят около 30 скульпторов, художников, дизайнеров, среди которых - народный художник России, известный график Борис Непомнящий. У нас еще очень молодое направление, однако достаточно сильное и оригинальное. Об этом говорят и многочисленные победы на общероссийских конкурсах.
- Что отличает новгородскую дизайнерскую школу?
- Мы разрабатываем свой оригинальный стиль. В частности, наши умельцы в своих произведениях любят использовать контраст формы и цвета. Пример: серебряное колье, украшенное черными полудрагоценными камнями и александритами. Кроме того, многие новгородские ювелирные изделия и скульптуры ассиметричны по форме, отличаются плавными линиями, модернистской текучестью, абстрактным содержанием. В работах часто используется нюанс, меняющий эстетическое впечатление от изделия.
- Самый известный материал на Новгородской земле - это, пожалуй, береста. Используете ли вы ее в своей работе?
- Стоит отметить, что это еще одна особенность нашей школы, ведь из бересты выполнены многие наши разработки. Однако на новгородском рынке предложен очень ограниченный выбор берестяных изделий: коробочки, туеса, лапти. А ведь этот материал обладает безграничными возможностями. Например, мастера нашей школы делают из бересты большие декоративные панно на библейские сюжеты.
- Расскажите об изюминках вашей коллекции.
- Месяц назад благодаря искусству наших умельцев появилось такое оригинальное ювелирное изделие, как «трансформер». Это серебряное колье со сверкающими лазуритами, благодаря особой конструкции превращающееся в диадему. Кроме того, одной из изюминок прикладного дизайна можно назвать изящный пасхальный сувенир «Яйцо Фаберже», сплетенный из серебряной проволоки. Внутри него спрятана небольшая икона, Мадонна с младенцем, расписанная эмалью по металлу. Мы его даже в Софийском соборе освятили. Как вы догадались, сувенир выполнен в традициях знаменитого российского ювелира, изготавливающего яйца поразительной красоты с сюрпризом внутри для членов императорской семьи.
- В вашей коллекции много работ на религиозную тему?
- Большой гордостью для нас являются две панагии - небольшие иконы с изображением Богоматери, которые носят епископы на груди. Одна из них сделана из золота и украшена рубинами. Это очень тонкая филигранная работа, при выполнении которой нужен не только талант, но и чуткость души. Кроме того, в новгородской школе есть иконописное направление, в рамках которого создаются как большие иконы, расписанные сусальным золотом, так и лаковые миниатюры. Мастера школы создали целую галерею новгородских святых, среди которых есть святая Анна Новгородская, святой Никита, святой Владимир. Пока что здесь представлены только 16 святых, а их около 200. Глядя на некоторые из икон, кажется, что их автор - профессиональный иконописец, а не студент. Некоторые из икон мы дарим храмам.
- Какие материалы используют новгородские дизайнеры в своей работе?
- В основном серебро и полудрагоценные камни: сапфиры, нефриты, рубины, агаты, александриты. Из золота выполнять изделия мы практически не можем, так как у нас нет лицензии на работу с этим благородным металлом. Всего в коллекции школы не менее 500 изделий. Они, конечно, запатентованы и находятся на кафедре. В будущем мы хотели бы открыть собственный небольшой музей. Дело в том, что наша школа не имеет права продавать изделия. Мы можем их только дарить или представлять на общероссийских выставках.
- Как у вас сочетаются практический дизайн и научная работа?
- В рамках новгородского направления разрабатываются оригинальные декоративные покрытия, которые электрохимическим способом наносятся на поверхность и создают, к примеру, имитацию золота или других красивых материалов. Сейчас большой популярностью пользуется металлизация растений и насекомых. С помощью разработанных нами технологий листья комнатного растения покрываются тонким слоем металла, и цветок становится предметом красоты. Таким же способом можно обработать и бабочку и затем приколоть к блузке как золотую брошь.
Но главным научным направлением школы является разработка новых методов пластической обработки металлов. Раньше считалось, что из некоторых металлов сложно сделать скульптуру, поэтому фигуры чаще всего отливали. Между тем у этого способа есть масса недостатков: во-первых, далеко не все металлы можно отлить, а во-вторых, часто фигуры застывают неравномерно и трескаются. Новгородским ученым удалось разработать специальные технологии, с помощью которых из любого металла, даже из самой дешевой стали, можно сделать скульптуру. Металл в полугорячем состоянии деформируется, и с помощью специального оборудования и особых обработок получается оригинальное изделие. Для придания фигурке эстетического вида на нее наносится тончайшее декоративное покрытие.
- Что у вас сейчас в работе?
- Мы уже начали готовиться к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности. К этому торжественному событию изготовлено большое деревянное панно с изображением Новгородского кремля, Софийского собора. Это изделие мы планируем преподнести в подарок городу.
Светлана ГОРИНА
Фото Николая БАРАНОВСКОГО
Фото Николая БАРАНОВСКОГО