{thumbimage 150px 1}Взрывной реакции последовать не должно, уверены специалисты
С прошлого года утверждать нормативы в жилищно-коммунальной сфере стали на региональном уровне. Уже через несколько месяцев новгородцам, как и всем россиянам, придется платить за коммунальные услуги по новым нормативам.
Как известно, правительство решило внести ряд кардинальных изменений в документы, регламентирующие этот процесс. Именно поэтому с февраля в Новгородской области действует региональный центр по разработке норм и нормативов в ЖКХ. Корреспондент «НВ» встретился с руководителем этого учреждения Галиной ЗЕНЬКОВИЧ, чтобы прояснить наше ближайшее коммунальное будущее.
Как известно, правительство решило внести ряд кардинальных изменений в документы, регламентирующие этот процесс. Именно поэтому с февраля в Новгородской области действует региональный центр по разработке норм и нормативов в ЖКХ. Корреспондент «НВ» встретился с руководителем этого учреждения Галиной ЗЕНЬКОВИЧ, чтобы прояснить наше ближайшее коммунальное будущее.
- Мы созданы, чтобы проводить экспертизу, вести анализ расчетов, мониторинг норм и нормативов в сфере ЖКХ, которые утверждает администрация области. Наше учреждение считает также удельный расход топлива при производстве тепловой энергии, технологические потери при передаче тепловой энергии по сетям, нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии.
- Существующие нормативы по разным городским и сельским поселениям имеют значительный разброс, особенно по потреблению холодной и горячей воды. Говорили даже, что кое-где местные власти их завышали специально, чтобы стимулировать население ставить счетчики и экономить. Как будет в дальнейшем?
- Мне сложно сейчас говорить, уменьшатся или увеличатся нормативы. Наша задача - привести их в соответствие с действующим законодательством и изменениями, которые будут внесены в «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденные правительством в 2006 году. Пока в силу того, что мы созданы недавно, нам удалось отследить нормативы и собрать информационную базу.
Например: мы взяли наиболее распространенный тип многоквартирных домов в Новгородской области - пятиэтажные панельные дома с ванной, кухней, центральным отоплением и одинаковой степенью благоустройства. По логике они должны иметь и одинаковое цифровое значение норматива по водоснабжению. Однако, как выяснилось, норматив по коммунальной услуге на горячую воду в таких домах в Великом Новгороде составляет 4,3, в Старой Руссе - 3,2, в Пестове - 4, в Хвойной - 2,9 кубометра на человека в месяц. Согласно нашим расчетам, данный норматив должен быть единым на эту группу домов и составлять 3,3 кубометра на одного человека в месяц. Это еще раз подтверждает тот факт, что в ЖКХ нужна прозрачность при определении нормативов.
- Так, значит, будет 3,3?
- Не совсем так. Новое требование правительства - исключить из общих объемов нормативов по воде, теплу и так далее технологические потери, а также то, что идет на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Уборщица моет подъезд и расходует воду, поливают цветочные клумбы на придомовых территориях - кто-то должен платить за потребление воды. Этот расход в настоящее время включен в общий норматив водоснабжения. В начале будущего года мы получим единые новые квитанции по оплате услуг ЖКХ, где будет отдельной строкой выделено, сколько по нормативу составляет внутриквартирное потребление и какова наша часть в оплате общедомового расхода.
- Это в том случае, если нет счетчиков?
- Совершенно верно. Мы находимся сейчас в переходном периоде, когда потребитель коммунальных услуг может ещё выбирать - платить по установленному нормативу или поставить приборы учета и оплачивать строго то, что потребили.
- А как же федеральный закон об энергосбережении? Он предписывает всем поставить счетчики. Следовательно, нормативы будут и не нужны?
- Не будем идеализировать ситуацию. В силу разных причин не все граждане и не все управляющие компании, ТСЖ могут установить приборы учета. Пока что данный процесс протекает вяло.
- И как вы намерены выделять из общих нормативов общедомовые расходы?
- Что касается общедомовых расходов, то нам надо немного подождать. Методика расчетов должна появиться с внесением изменений в постановление правительства. Для расчета нормативов потребления коммунальных услуг существует три метода: аналоговый, экспертный и расчетный. Самый достоверный - аналоговый. В этом случае норматив рассчитывается по показаниям общедомовых приборов при обязательном выполнении условия качественного предоставления коммунальных услуг. Проблема в отсутствии утвержденной классификации жилых домов по области, что затрудняет применение аналогового метода, особенно при расчете норматива на отопление.
- Можно предполагать, что число нормативов в результате ваших расчетов увеличится - сколько их будет всего?
- Уже сейчас в сфере ЖКХ по области существует несколько тысяч нормативов. Наша задача - сократить их количество в несколько раз. Это можно сделать путем оптимизации, когда нормативы будут привязаны к определенной группе домов. В то же время необходимо не упустить при такой классификации ни один многоквартирный и жилой дом на территории области, полностью учесть степень благоустройства жилого фонда, провести дифференциацию.
- Как же это удастся, если жилое строительство развивается? Потихоньку собственники начинают бежать от городских тарифов в сельскую местность, где можно построить свой дом.
- Для владельцев коттеджей, частных жилых домов, замечу, нормативы также разрабатываются. Законодательная база ЖКХ будет регламентировать и их тоже. Они же должны оплачивать коммунальные услуги, следовательно, должны быть нормативы. Жилищно-коммунальная реформа ведет нас к тому, что мы должны сами соизмерять, в каком объеме мы потребляем предоставленные коммунальные услуги и сколько платим за них.
- Существующие нормативы по разным городским и сельским поселениям имеют значительный разброс, особенно по потреблению холодной и горячей воды. Говорили даже, что кое-где местные власти их завышали специально, чтобы стимулировать население ставить счетчики и экономить. Как будет в дальнейшем?
- Мне сложно сейчас говорить, уменьшатся или увеличатся нормативы. Наша задача - привести их в соответствие с действующим законодательством и изменениями, которые будут внесены в «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденные правительством в 2006 году. Пока в силу того, что мы созданы недавно, нам удалось отследить нормативы и собрать информационную базу.
Например: мы взяли наиболее распространенный тип многоквартирных домов в Новгородской области - пятиэтажные панельные дома с ванной, кухней, центральным отоплением и одинаковой степенью благоустройства. По логике они должны иметь и одинаковое цифровое значение норматива по водоснабжению. Однако, как выяснилось, норматив по коммунальной услуге на горячую воду в таких домах в Великом Новгороде составляет 4,3, в Старой Руссе - 3,2, в Пестове - 4, в Хвойной - 2,9 кубометра на человека в месяц. Согласно нашим расчетам, данный норматив должен быть единым на эту группу домов и составлять 3,3 кубометра на одного человека в месяц. Это еще раз подтверждает тот факт, что в ЖКХ нужна прозрачность при определении нормативов.
- Так, значит, будет 3,3?
- Не совсем так. Новое требование правительства - исключить из общих объемов нормативов по воде, теплу и так далее технологические потери, а также то, что идет на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Уборщица моет подъезд и расходует воду, поливают цветочные клумбы на придомовых территориях - кто-то должен платить за потребление воды. Этот расход в настоящее время включен в общий норматив водоснабжения. В начале будущего года мы получим единые новые квитанции по оплате услуг ЖКХ, где будет отдельной строкой выделено, сколько по нормативу составляет внутриквартирное потребление и какова наша часть в оплате общедомового расхода.
- Это в том случае, если нет счетчиков?
- Совершенно верно. Мы находимся сейчас в переходном периоде, когда потребитель коммунальных услуг может ещё выбирать - платить по установленному нормативу или поставить приборы учета и оплачивать строго то, что потребили.
- А как же федеральный закон об энергосбережении? Он предписывает всем поставить счетчики. Следовательно, нормативы будут и не нужны?
- Не будем идеализировать ситуацию. В силу разных причин не все граждане и не все управляющие компании, ТСЖ могут установить приборы учета. Пока что данный процесс протекает вяло.
- И как вы намерены выделять из общих нормативов общедомовые расходы?
- Что касается общедомовых расходов, то нам надо немного подождать. Методика расчетов должна появиться с внесением изменений в постановление правительства. Для расчета нормативов потребления коммунальных услуг существует три метода: аналоговый, экспертный и расчетный. Самый достоверный - аналоговый. В этом случае норматив рассчитывается по показаниям общедомовых приборов при обязательном выполнении условия качественного предоставления коммунальных услуг. Проблема в отсутствии утвержденной классификации жилых домов по области, что затрудняет применение аналогового метода, особенно при расчете норматива на отопление.
- Можно предполагать, что число нормативов в результате ваших расчетов увеличится - сколько их будет всего?
- Уже сейчас в сфере ЖКХ по области существует несколько тысяч нормативов. Наша задача - сократить их количество в несколько раз. Это можно сделать путем оптимизации, когда нормативы будут привязаны к определенной группе домов. В то же время необходимо не упустить при такой классификации ни один многоквартирный и жилой дом на территории области, полностью учесть степень благоустройства жилого фонда, провести дифференциацию.
- Как же это удастся, если жилое строительство развивается? Потихоньку собственники начинают бежать от городских тарифов в сельскую местность, где можно построить свой дом.
- Для владельцев коттеджей, частных жилых домов, замечу, нормативы также разрабатываются. Законодательная база ЖКХ будет регламентировать и их тоже. Они же должны оплачивать коммунальные услуги, следовательно, должны быть нормативы. Жилищно-коммунальная реформа ведет нас к тому, что мы должны сами соизмерять, в каком объеме мы потребляем предоставленные коммунальные услуги и сколько платим за них.