Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Разъясняя - убеждать

{thumbimage 150px 1}Выпускные и вступительные экзамены. Скандал общероссийского масштаба с ЕГЭ. 1,5 млн. рублей на ремонт детского дома в Подберезье и слухи о закрытии интерната в Тесово-Нетыльском. Все эти актуальные темы объединяет одна сфера - образование.
- Наш регион на протяжении многих лет в вопросе обновления, модернизации образования был пионером. Мы одними из первых включились в тогда еще эксперимент с единым государственным экзаменом, перешли на новую систему оплаты труда учителей, начали процесс оптимизации образовательных учреждений и многое другое. Почему шли в авангарде? Осознавали необходимость этих шагов, необходимость перемен.
Федеральная власть в последние годы много сделала для прорыва в образовательной сфере. Путь избрали верный, но, к сожалению, не набрали нужного темпа движения. О чем я говорю? Ввели ЕГЭ для выпускников 11 классов и ГИА для 9 классов, но нет развития этой формы проверки знаний учащихся. Я сторонник независимой оценки качества образования, но с оговоркой: тестирование или иная форма экзамена должна осуществляться за курс начальной, основной и средней школы. Выпускники 9 классов должны сдавать только два обязательных предмета, которые будут чередоваться. Например, в этом году - русский и математика, в следующем - физика и литература и далее по списку... Такой подход поможет понять, овладели ли дисциплиной ребята, и если в целом по стране дети набирают невысокие баллы, надо искать огрехи учебных программ, увеличивать количество часов, разрабатывать индивидуальные планы работы с учащимися. А вот в 11 классе, напротив, ребята должны сдавать только предметы по выбору, в зависимости от того, какой жизненный и профессиональный путь они определяют для себя.
Сильно тормозит модернизацию неинформированность населения. Сейчас это хорошо видно на примере обсуждения законопроекта об образовании и нового государственного стандарта для старших классов. Если неспециалисту предложить к вниманию официальный документ, изобилующий массой непонятных терминов, но при этом заявить, что данный проект в будущем кардинально изменит жизнь, гражданин, естественно, начнет искать в тексте про перемены, и не факт, что все поймет правильно. Избежать этого можно. В случае с учебной отраслью Министерству образования и науки РФ нужно работать на опережение - информировать граждан заранее о новизне и целесообразности перемен. Как это сделать? В каждом субъекте РФ действуют институты развития образования, обязанные, в том числе, доводить до педагогических и родительских коллективов суть грядущих перемен. Но, к сожалению, министерство не использует нас в информационной цепочке.
Больной для многих субъектов страны вопрос оптимизации сети образовательных учреждений. Да, данный процесс влечет реорганизацию школ, детских домов, но это неизбежно. Причем права детей не ущемляются. Что касается ситуации с детскими домами в нашей области, то, по моему мнению, можно оставить одно такое учреждение для оказания экстренной помощи ребятишкам, утратившим родительское попечение. Однако неправильно, если уменьшение количества интернатов примет форму волевых решений.
Нужно поддерживать и развивать семейные формы воспитания детей-сирот. Если приёмные родители разберут ребят, то детский дом не нужно закрывать: необходимость в нем отпадёт сама собой. А чтобы активнее шли такие процессы, надо встречаться с потенциальными родителями, объяснять преимущества, ведь на каждого ребенка в приёмной семье предусмотрены средства не только на  содержание, но и на оплату труда родителей. При этом власти должны прислушиваться к проблемам приемных семей. Только в таком случае семейная форма воспитания детей-сирот будет развиваться и полностью заменит содержание несовершеннолетних в детских домах.
Владимир АВЕРКИН,
ректор Новгородского института
развития образования