«Он сегодня в церкви». «Кажется, с утра собирался в поле». Рядового Малышева попробуй доищись
Что такое отпуск у солдата? Ну, как будто он вылез из танка и тут же сел в трактор. Складывается такое впечатление. Приблизительное, конечно. Василий Михайлович у нас всё-таки не танкист. Хотя посади — поедет, наверное. Он же — механик. Профессия у него такая.
— Я сельский парень, вырос в деревне, — рассказывает он. — Мне не в тягость этот труд. В общем, тянет к земле. Так про нас говорят?
Земля у него — в деревне Мирохны. Это валдайская сторона. Так-то хозяйство за родителями, но, по сути, дело это — семейное. То есть без Малышева-младшего — никак.
— Пока меня нет, папа с мамой сбавили обороты. Раньше держали бычков, а сейчас только две головы КРС. Ну, поросята есть, курочки. Я и пчёлами интересуюсь. Мёд — это вкус детства. Дедушка ещё пасеку держал. Не стало его — так никто и не занимался. Помню, я со срочки пришёл — со службы то есть. Сады в цвету. Красота! «Бать, а почему это у нас до сих пор нет пчёл?» И поехал покупать.
«Со срочки» — это было в 2014 году. Уже события начались на Украине. Крым — в России. А Донбасс Порошенко с компанией стали силой загонять в стойло. Десять лет уже прошло.
— Пора всю эту историю завершать, — считает Василий.
— Уверен?
— Надеюсь.
— А если перейдёт на будущий год?
— Тогда придётся открывать второе дыхание.
Он — из мобилизованных. Всё строго по повестке. Бегать, говорит, не в его правилах. Пацаны пошли — и он пошёл.
— Нам сказали, что на год примерно. Подумал, ладно, продержусь как-нибудь — парень я сельский, подготовленный. В лесу ориентируюсь. На охоту хожу. Не пропаду.
И уже почти два года примерно. «За ленточкой». Водителем. Сначала в пехоте. Эвакуировал раненых. Теперь в артиллерии. Там у него разные задачи. Где именно, в каком полку? На такие вопросы Василий Михайлович не отвечает.
— Направление тяжелое, долго мы уже там. Кстати, на другом фланге — мой троюродный брат. Тоже новгородский, тоже деревенский, тоже младший среди троих детей. Офицер он, морпех. За всё время один только раз и встретились мы с ним. Вроде довольно близко друг от друга стоим. Нам бы сомкнуть наши фланги.
Есть поле — и поле. На одном воюют, на другом хлеб растят. И там и там нужны умелые руки. Артиллеристы быстро разобрались, что Малышев — не просто водила. Это им было не трудно: Василий не прочь помочь, когда случается поломка. Вот он и делает то, что у него хорошо получается!
— Так что, — спрашиваю, — может, и пушку ремонтировал?
— Может, и пушку. Бывает, обращаются ребята: «Глянь, нельзя ли чего-то сделать?» Почему нельзя? Главное — было бы желание.
Рассказал про выбрасыватели гильз. Оказались слабым местом: рвёт их часто при стрельбе. Совещались уже с ребятами, как бы чего придумать. Будем пробовать. После отпуска, конечно.
Как быстро летит время: давно ли было 31 декабря 2023 года? На ходу «праздновал» — ездил с позиции на позицию. Ещё четыре месяца, и будет другое 31 декабря.
В этом месяце первенцу Малышевых исполнилось два года. Тогда, в 2022-м, через пару месяцев после рождения дочурки, Василий ушёл на СВО.
А теперь — пару слов о пользе армейских отпусков. В январе нынешнего года в семье было пополнение — снова девочка. Папа рад, но говорит всё же, что в третий раз точно будет сын. Мол, нас родители вырастили, и мы своих вырастим. Дом должен быть наполнен детскими голосами. Дедушка с бабушкой вообще велели, чтобы у них тут была футбольная команда из внуков.
— Семья у нас большая: родители, сёстры, племянники и нас четверо. Вместе — четырнадцать! Но футбольной команды пока нет. Есть куда стремиться!
Вот вторую дочку Василия, а заодно и племяшку, в этот его отпуск и крестили. Что ещё успел? Первое время — с дочками. Очень хотел повидать. Пошли погожие дни — это надо было отдать хозяйству. Собственно, и всё.
— Завтра уезжаю. Родных повидал. Дела поделал.
Говорит бодро:
— Не первый раз прощаемся. Всё как у всех. Было время привыкнуть. Ничего не изменилось: победа должна быть за нами. Своих не бросаем. Родина зовёт.
И честно добавляет, что, конечно, это тяжело. Особенно родным.
Ещё на этот его отпуск выпал Курск. У самого вопросы. И к нему. И на такие вопросы основательный (потому что хозяйственный) человек Василий Малышев тоже не отвечает.
— Всё равно, пока своими глазами не увидишь, не поймёшь. А видим мы лишь часть происходящего. И каждый — под своим углом. Многие просят: ну вспомни чего-нибудь, ну расскажи. Как на духу, ребята: не хочу, не готов пока. Лучше делать. Пусть медленно, пусть по шагу, но двигаться вперёд. Я ездил с Донбасса в Херсон, в Запорожье. Семьсот с лишним километров в одну сторону. А взять Харьковское направление? Фронт очень широк. Как сеть с большими ячейками. Где-то может просочиться враг. С другой стороны, у нас достаточно возможностей для внезапного удара. Но я не стратег. Я — Каспер, дружелюбное привидение. Это мой позывной. Думаю, что он мне подходит: я обычно езжу по ночам.
— Что самое трудное?
— Преодолеть самого себя. Это не только про страх. Это и про сомнения. Всегда надо думать своей головой. Зачем рвать напролом, если можно схитрить? Но задача, которая перед тобою поставлена, должна быть решена.
— Что даёт силы?
— Ты всегда помнишь, что у тебя есть семья, что тебя любят и ждут, что ты должен постараться вернуться домой живым и невредимым.
Он верит в Бога. И в заступничество своего небесного покровителя Василия Великого. Хотя это имя носили оба деда, его тоже так назвали. А как иначе, если он родился ровно в тот день, когда православный мир чтит память своего святого?
— Были такие моменты, когда решали какие-то доли секунды. И мы с вами сейчас не разговаривали бы. На войне постоянно что-то происходит, меняется. Она сама сильно изменилась. Два года назад мы и представить не могли, что будет столько дронов. Их больше, чем нас. И уже намного.
Может ли он представить себе, что закончилась война, вернулся он домой, занялся развитием хозяйства и купил себе дрон? Мирный.
— Могу. Почему бы нет? Только я их мирными не воспринимаю. Пока. Вот сейчас я дома. И будто не дома. Пчёлы зажужжали, и такое ощущение, что летит, приближается опасность. При этом ты всё понимаешь: ничего такого тут не должно быть. Заработала газонокосилка — машинально поднимаешь голову, смотришь в небо. На сенокосе было: приехали на трёх тракторах, и машина ещё была. Остановились, вышли словом перекинуться. И первое, что мне подумалось, когда посмотрел на технику со стороны: «Почему мы торчим на открытом месте?! Где маскировка?!»
На всё нужно время. Время без войны.
По возвращении из отпуска Василий Малышев получил государственную награду — медаль «За спасение погибавших». Поздравляем!
Теги: Солдатский орден, СВО, Новгородская область, общество