Журналист «Комсомольской правды» матрос-дневальный Наталья Варсегова вышла в море для промышленной добычи минтая. А ещё — чтобы разобраться, почему цены на дары моря в этом году такие высокие.
Человеку с улицы попасть на рыболовецкий траулер невозможно. Нужно обладать хоть какой-то морской специальностью. Поэтому в судовой лист меня вписали как «матрос-дневальный Варсегова». А в самом рейде даже обязали выполнять крайне важную работу. О ней я расскажу позже. Пока объясню, зачем я вообще пошла в море, рискуя драгоценным здоровьем.
Дорого, однако
Если вы видели цены на рыбу хоть раз за последние несколько месяцев, то разделяете моё возмущение. Вот и Председатель Совета Федерации России Валентина МАТВИЕНКО недавно заволновалась.
— Если посмотреть, прилавки магазинов не радуют рыбным разнообразием. А цены на рыбу достаточно высокие, что делает её недоступной для большой части наших граждан, — возмутилась Матвиенко. — Горбуша с сентября 2023 года подорожала со 152 рублей до 270 рублей за килограмм на Дальнем Востоке, а стоимость филе трески достигает 2000 рублей за килограмм.
Следом за рыбой бьёт ценовые рекорды и красная икра — более 10 тысяч рублей за кило! Я, как и наша власть, тоже в шоке. В феврале, будучи на камчатском рынке, я видела цены за килограмм слабосолёной чавычи — 1600 руб., нерки — 1500, а в октябре — уже 2000 и 2100 соответственно. И это на Камчатке, где рыба всегда намного дешевле, чем в Центральной России.
Местные продавцы разводят руками — нынешний год совсем не рыбный. Отсюда и цены, ведь спрос-то не падает, а наоборот. В России, по данным Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий и экспортёров (ВАРПЭ), растёт потребление рыбы (+2% за 2023 год) — 22 кг в год на человека. Мы уже почти догнали США (22,7 кг) и перегнали Европу (21,7 кг). А самообеспеченность рыбой у нас в стране очень высокая — почти 163%. То есть потребляем мы меньше 2/3 от того, что ловим, — остальное можно смело отправлять на экспорт.
Пусть так. Но всё равно не пойму, почему на Дальнем Востоке филе минтая продаётся по 230 рублей за кг, а в Москве — 700–800 рублей и выше? Ответ на этот вопрос я и отправилась искать в море.
Вот тебе, бабушка, и «нерыбный» год
Так называют год, когда улов красной рыбы падает. В нынешнем сезоне объёмы добычи сократились в разы. Например, рыболовецкий колхоз им. Ленина на Камчатке этим летом выловил всего 3,5 тысяч тонн лососёвых (в прошлом году было 15 тысяч).
Ловить рыбу на Камчатку я приехала в тот самый колхоз им. Ленина. В этом году ему исполнилось 95 лет. Образовался ещё на заре советской власти как рыболовецкая артель в Авачинской бухте близ Петропавловска-Камчатского. Сегодня это современное передовое предприятие с годовым оборотом 13–14 млрд рублей. Один из форпостов рыбной отрасли Дальнего Востока.
Председатель Сергей ТАРУСОВ руководит колхозом с 2009 года. Пришёл сюда ещё 40 лет назад простым матросом. Прекрасно помнит тяжёлые 90-е: когда колхозу с трудом удавалось остаться в прямом смысле на плаву — сохранить флот, штат, хотя денег не было ни на ремонты судов, ни на зарплаты; и как с 2000-х годов стало всё налаживаться.
— Порядок в стране появился, — говорит Тарусов. — Примерно с 2010-го начали развиваться. Сначала строили флот за границей, а в последние годы создаём свои суда. Комфортные, современные.
На одном из них мне и предстояло отправиться в море. Траулер-сейнер «Василий Каплюк» построен на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде и спущен на воду в конце 2020 года.
Болезнь приходит и уходит
Колхоз добывает минтай, треску, иваси, селёдку, лососёвых и т.д. Для каждого вида Росрыболовство совместно с учёными определяет сезон и места вылова. Соответственно, у рыбодобытчиков чётко определены границы промысловых участков и время. Например, в октябре минтай можно брать в Беринговом море, в ноябре — в Охотском, в марте — в районе Курил.
Есть суда, уходящие в рейд на 4–5 месяцев. Они добывают рыбу, тут же её перерабатывают — разделывают, морозят — и перегружают на контейнеровозы, доставляющие продукцию в порт Владивостока. А такие суда, как наш «Василий Каплюк», предназначены для прибрежного лова. Его задача — поймать 500 тонн минтая за сутки и доставить улов на рыбзавод. Меньше ловить невыгодно, топливо ныне бьёт по карману. На словах всё просто: поймали, привезли, выгрузили. На деле — куда сложнее. Дойти до участка — 1,5 суток, лов длится сутки, обратно — ещё 1,5. Выход траулера в море планируют так, чтобы попасть на место добычи в штиль: в шторм добывать рыбу сложно и опасно. Осеннее и зимнее море почти всегда штормит, поэтому суда стараются проскочить между циклонами, чтобы лов пришёлся на спокойную погоду. Вот и наш путь на север — через Авачинский, Кроноцкий и Камчатский заливы до мыса Африка (юг Берингова моря) — пришёлся на шторм.
Первые полтора часа море было спокойно: мы шли по Авачинской бухте, и я, сидя в капитанской рубке, любовалась прибрежными вулканами и проплывающими косатками. А спустя семь часов после выхода из порта меня накрыло. И с того момента морская болезнь ровно на сутки стала моим кошмаром. Каждые полчаса металась между кроватью, прикрученной к палубе, чтобы не шаталась во время качки, и гальюном (туалетом). Благо каюта у меня была с удобствами. И всё бы ничего, если бы не качало из-за трёхметровых волн. Вскакиваешь с койки — главное, успеть схватиться за поручень. Не успела — отлетаешь в сторону и об стенку шмяк. Тошнота отступила так же внезапно, как и подступила. Раз — и словно не было этих 24 часов мучений, бесконечной рвоты и диких головокружений. На смену ей пришли чувство голода и команда капитана по громкой связи: «Через 15 минут выставляем трал».
Минтай, трал и эхолот
Никогда я не ела такого вкусного риса, каким меня потчевал судовой кок Вячеслав Власов. Он рассказал, что особых вкусовых пристрастий у коллектива нет, главное — разнообразие. Но есть одна традиция: на каждые 1000 тонн улова рыбы кок готовит свои фирменные манты. В прошлый выход «Василий Каплюк» добыл 500 тонн. Если и в этот раз будет столько же, то на обратном пути у меня есть шанс их отведать.
Поднимаюсь из камбуза на капитанский мостик — надо узнать, как дела с уловом. Капитан Иван СКОБЕЛЕВ родился и вырос на Камчатке. Окончил в 2005 году мореходку и на всю жизнь связался с морем.
— Люблю рыбу ловить с детства, — говорит он. — Вырос и решил переходить на бóльшие масштабы. Раньше работал на старых судах ещё советского производства. По размерам они примерно такие же, как и современные, — 52 метра в длину, 12 — в ширину, но по функционалу сильно отличаются. На «Каплюке» экипаж 12 человек, на его советском аналоге — 27. Здесь за раз можем взять 250 тонн рыбы, там — только 60 тонн максимум.
Рыбу на траулерах-сейнерах ловят тралом. Это такая огромная сеть (по форме, как чулок), которую, разматывая с катушки, опускают в воду на глубину 200 метров. Места скопления рыбы подсказывает навигационная система траулера. В днище судна вмонтированы эхолот и гидролокатор. Они передают данные на бортовой компьютер и мониторы на капитанском мостике. Приборы не только определяют, где идёт косяк рыбы, но и её количество в этом косяке и средние размеры! Всё это отражается на мониторе. Сам косяк обозначен как множество точек — синих, жёлтых и красных цветов. Чем краснее, тем плотнее скопление. Капитану остаётся вести судно так, чтобы рыба заходила в трал. Сколько её зашло, помогают определять датчики — 50, 100 или 150 тонн.
Заход луны
Когда сеть наполняется, матросы на палубе рычагами притягивают трал к корме. Сеть постепенно появляется из воды, сверкая рыбной чешуёй. Я наблюдаю за происходящим со специального мостика, а мужики внизу на палубе в прорезиненной спецодежде цепляют к «чулку» с рыбой насос.
Матросы тянут мокрые тяжёлые стропы, крепят их к лебёдке металлическими крюками, плотно присоединяют насос.
— Сначала рыба поступает на сепаратор, — объясняет мне капитан. — Там отделяется морская вода. И заодно смотрим, как бы чего лишнего в трал не залетело.
Лишнее — это, например, акула или кальмар. Если вдруг попадаются, матрос цепляет их пикой (длинная палка с крючком) и выкидывает за борт. Однако самый нежеланный гость — рыба-луна. Весить может тонну или больше, попадается в районе Южных Курил во время лова сардины. Рыба-луна — здоровая рыба в обхвате до двух метров. Её распирает во все стороны, перекрывая насос. Несколько часов уходит на то, чтобы выдворить это чудище за борт.
В трюме минтай попадает в охлаждённую до нуля градусов воду, благодаря чему прибывает на завод в свежем виде.
Это ещё не всё
Первым тралом мы поймали 150 тонн. Хорошее начало, радуюсь я. После небольшого перерыва капитан отдаёт команду опускать сеть во второй раз. На мониторе гидролокатор показывает небольшой синий косяк рыбы. И тут пришла пора мне заступить на вахту.
Продолжение следует.
Автор: Наталья ВАРСЕГОВА
«Комсомольская правда»
Теги: Новгородские ведомости, Комсомольская правда, совместный проект