{thumbimage 150px 1}На аэродроме близ деревни Борки впервые прошло открытое первенство Новгородской области по авиамодельному спорту.
Характерный прищур от летнего солнца, бьющего в глаза, не оглушающий, но всё же рёв миниатюрных моторов, настоящая взлётная полоса, убегающая вдаль, пилот на земле и его крылатый друг в небе — зрелище необычное и, конечно, достойное внимания.
Помимо новгородцев на первенство съехались представители Санкт-Петербурга, Киришей, Луги и Пскова, всего около двух десятков человек. Так что линия из построенных перед стартами красочных моделей летательных аппаратов смотрелась весьма убедительно.
— Для первого раза мы решили обойтись без жёстких рамок. Единственные ограничения для авиамоделей — взлетный вес не более 25 кг, и электродвигатель с напряжением не более 42 вольт, — в промежутках между комментированием показательного полёта поясняет Виктор ГУСЕВ, главный судья соревнований. — Можно участвовать и на вертолётах, и с не пилотажными самолётами, главное, чтобы было желание. Ведь сегодня такое увлечение редкость, особенно если речь идёт о молодёжи.
— Для первого раза мы решили обойтись без жёстких рамок. Единственные ограничения для авиамоделей — взлетный вес не более 25 кг, и электродвигатель с напряжением не более 42 вольт, — в промежутках между комментированием показательного полёта поясняет Виктор ГУСЕВ, главный судья соревнований. — Можно участвовать и на вертолётах, и с не пилотажными самолётами, главное, чтобы было желание. Ведь сегодня такое увлечение редкость, особенно если речь идёт о молодёжи.
И действительно, абсолютное большинство участников, готовящихся к старту, в определение молодёжи вписывалось с трудом.
— Увлечение выросло вместе с любителями, а молодая смена в ряды авиамоделистов так и не пришла, — подтвердил наблюдение судья. — На весь Новгород у нас один авиамодельный кружок. Возможно, красочность сегодняшнего мероприятия пробудит энтузиазм в мальчишках.
Дать какие-либо точные прогнозы относительно будущей популярности редкого хобби никто из организаторов не рискнул, тем не менее, заметив, что планы весьма масштабны: собрать людей вместе, сплотить, создать в Новгородской области федерацию авиамоделистов… А если мыслить более локально — сделать встречи регулярными и повторить первенство уже к началу этой осени.
От симулятора к модели
В то время как зрители с нетерпением ждали начала соревнований, участники заканчивали последние приготовления: проверяли крепление шасси, чистили фюзеляж, меняли на свеженькие подсевшие аккумуляторы.
— Можно сказать, что, занимаясь авиамоделизмом, я реализовал мечту своего детства. Не важно, что с тех пор прошло уже пятьдесят лет, — объяснил природу собственного увлечения житель Санкт-Петербурга Григорий ОСОКИН. — Стечение обстоятельств, конечно, но в течение 15 лет я работал с электроникой для «МИГов» и «Русланов», а сейчас вот тоже тружусь в фирме «Взлёт», правда, с авиацией она никак не связана.
В разговоре с Григорием стала понятна одна из причин, по которой авиамоделизм остаётся редким увлечением. Банально, но подчас всё упирается в материальный вопрос. Даже если рассчитывать по минимуму, сама модель самолёта и оборудование к ней обойдутся в 12–15 тыс. рублей. Если посадка проходит удачно, то и срок службы будет долгим, а вот если… Впрочем, обо всём по порядку.
— Для того чтобы научиться азам пилотирования, я использовал компьютерные симуляторы, и первый настоящий полёт прошёл вполне успешно, правда, ноги всё равно дрожали, жена подтвердит, — продолжает Григорий Осокин.
Жена, штурман и напарник Валентина Осокина с гордостью добавила, что независимо от качества модели всю технику пилот должен настроить самостоятельно и вручную. Тут соображать надо, и в этом, пожалуй, кроется ещё одна причина небольшой распространённости увлечения.
По словам Осокиных, сменили они уже три модели, но это совсем не много. Действительно мало по сравнению с «показателями» Вячеслава СЕНИГОВА, начальника новгородского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России. Бывший военный летчик и инициатор соревнований признался, что количества собственных разбитых моделей уже и не назовёт, а вот построил с полсотни.
— С детства я привык делать модели сам: ручная сборка — это всегда высокое качество, а значит, более серьёзный уровень пилотажа. Да и симуляторов у нас не было, поэтому учились исключительно на собственном горьком опыте. И до сих пор учимся, ведь предела совершенству, как известно, нет. А цель нынешних соревнований, помимо привлечения молодёжи, — оценить, на что способны наши авиалюбители.
Впрочем, ещё до начала показательных выступлений Вячеслав обнадёжил: «Зрителю будет на что посмотреть!».
От винта
Возможностей для состязаний в классе радиоуправляемых моделей у «пилотов» действительно много. Среди наиболее популярных видов любители называют воздушный бой, гонки, пилотаж. В воздухе над аэродромом Борки занимались как раз последним.
Пока первые участники с сосредоточенным видом с земли управляли полетом своих крылатых питомцев, к авиамоделям, ждущим очереди, присоединились новые, весьма экзотические объекты: мальчишки-зрители стайками носились за миниатюрным вертолётом, мужчины более солидного возраста обсуждали технические характеристики чудо-техники.
— А вот это «летающее крыло» — самодельный агрегат, обладающий рядом преимуществ перед стандартными моделями, — объяснял Максим СУРИНСКИХ, молодой парень из Киришей. — Привёз его сюда просто потренироваться, впрочем, если погодные условия испортятся, то он может и пригодиться.
Как оказалось, модель, сконструированная семнадцатилетним инженером и больше всего напоминающая корабль будущего из американских фильмов, гораздо устойчивее на сильном ветру, имеет большую скорость полёта, а главное, взлетает с руки, потому как шасси попросту не имеет.
Кстати, оценить преимущества возможности взлёта с руки можно было уже через полчаса после начала соревнований, когда один из участников после более чем удачного выступления при посадке угодил в колею на взлётке и потерял не только шасси, но и часть пропеллера. Ещё один самолёт вскоре после взлёта вынимали из высокой травы — пилот не справился с управлением, заходя на очередную фигуру.
К счастью, общего настроения эти инциденты не испортили. Большинство авиамоделей с достоинством выполнили заготовленные трюки в потоках свежего ветра и успешно вернулись на землю под одобрительные аплодисменты зрителей.
— Увлечение выросло вместе с любителями, а молодая смена в ряды авиамоделистов так и не пришла, — подтвердил наблюдение судья. — На весь Новгород у нас один авиамодельный кружок. Возможно, красочность сегодняшнего мероприятия пробудит энтузиазм в мальчишках.
Дать какие-либо точные прогнозы относительно будущей популярности редкого хобби никто из организаторов не рискнул, тем не менее, заметив, что планы весьма масштабны: собрать людей вместе, сплотить, создать в Новгородской области федерацию авиамоделистов… А если мыслить более локально — сделать встречи регулярными и повторить первенство уже к началу этой осени.
От симулятора к модели
В то время как зрители с нетерпением ждали начала соревнований, участники заканчивали последние приготовления: проверяли крепление шасси, чистили фюзеляж, меняли на свеженькие подсевшие аккумуляторы.
— Можно сказать, что, занимаясь авиамоделизмом, я реализовал мечту своего детства. Не важно, что с тех пор прошло уже пятьдесят лет, — объяснил природу собственного увлечения житель Санкт-Петербурга Григорий ОСОКИН. — Стечение обстоятельств, конечно, но в течение 15 лет я работал с электроникой для «МИГов» и «Русланов», а сейчас вот тоже тружусь в фирме «Взлёт», правда, с авиацией она никак не связана.
В разговоре с Григорием стала понятна одна из причин, по которой авиамоделизм остаётся редким увлечением. Банально, но подчас всё упирается в материальный вопрос. Даже если рассчитывать по минимуму, сама модель самолёта и оборудование к ней обойдутся в 12–15 тыс. рублей. Если посадка проходит удачно, то и срок службы будет долгим, а вот если… Впрочем, обо всём по порядку.
— Для того чтобы научиться азам пилотирования, я использовал компьютерные симуляторы, и первый настоящий полёт прошёл вполне успешно, правда, ноги всё равно дрожали, жена подтвердит, — продолжает Григорий Осокин.
Жена, штурман и напарник Валентина Осокина с гордостью добавила, что независимо от качества модели всю технику пилот должен настроить самостоятельно и вручную. Тут соображать надо, и в этом, пожалуй, кроется ещё одна причина небольшой распространённости увлечения.
По словам Осокиных, сменили они уже три модели, но это совсем не много. Действительно мало по сравнению с «показателями» Вячеслава СЕНИГОВА, начальника новгородского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России. Бывший военный летчик и инициатор соревнований признался, что количества собственных разбитых моделей уже и не назовёт, а вот построил с полсотни.
— С детства я привык делать модели сам: ручная сборка — это всегда высокое качество, а значит, более серьёзный уровень пилотажа. Да и симуляторов у нас не было, поэтому учились исключительно на собственном горьком опыте. И до сих пор учимся, ведь предела совершенству, как известно, нет. А цель нынешних соревнований, помимо привлечения молодёжи, — оценить, на что способны наши авиалюбители.
Впрочем, ещё до начала показательных выступлений Вячеслав обнадёжил: «Зрителю будет на что посмотреть!».
От винта
Возможностей для состязаний в классе радиоуправляемых моделей у «пилотов» действительно много. Среди наиболее популярных видов любители называют воздушный бой, гонки, пилотаж. В воздухе над аэродромом Борки занимались как раз последним.
Пока первые участники с сосредоточенным видом с земли управляли полетом своих крылатых питомцев, к авиамоделям, ждущим очереди, присоединились новые, весьма экзотические объекты: мальчишки-зрители стайками носились за миниатюрным вертолётом, мужчины более солидного возраста обсуждали технические характеристики чудо-техники.
— А вот это «летающее крыло» — самодельный агрегат, обладающий рядом преимуществ перед стандартными моделями, — объяснял Максим СУРИНСКИХ, молодой парень из Киришей. — Привёз его сюда просто потренироваться, впрочем, если погодные условия испортятся, то он может и пригодиться.
Как оказалось, модель, сконструированная семнадцатилетним инженером и больше всего напоминающая корабль будущего из американских фильмов, гораздо устойчивее на сильном ветру, имеет большую скорость полёта, а главное, взлетает с руки, потому как шасси попросту не имеет.
Кстати, оценить преимущества возможности взлёта с руки можно было уже через полчаса после начала соревнований, когда один из участников после более чем удачного выступления при посадке угодил в колею на взлётке и потерял не только шасси, но и часть пропеллера. Ещё один самолёт вскоре после взлёта вынимали из высокой травы — пилот не справился с управлением, заходя на очередную фигуру.
К счастью, общего настроения эти инциденты не испортили. Большинство авиамоделей с достоинством выполнили заготовленные трюки в потоках свежего ветра и успешно вернулись на землю под одобрительные аплодисменты зрителей.
Мария КЛАПАТНЮК