{thumbimage 150px 1}Состоялся VIII Всероссийский турнир по спортивным танцам «Господин Великий Новгород-2010»
Пришёл Человек к Мудрецу и сказал: «О Мудрец, научи меня отличать истину ото лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни». Подумал Мудрец и научил Человека... Танцевать.
Старая восточная притча
В Великий Новгород в минувшие выходные приехали лучшие танцоры со всего Северо-Запада России, что закономерно: в рамках турнира помимо чемпионата и первенства области прошло первенство СЗФО в четырёх возрастных категориях.
На втором этаже центра «Диалог», где в этом году проходили соревнования, было не протолкнуться. От разнообразия форм и цвета нарядов, в которых по холлу дефилировали участники, рябило в глазах: на турнир приехали около трёхсот пар из тринадцати городов страны.
В этом году при проведении турнира произошли изменения. В первую очередь соревнования сменили площадку: вместо просторных залов спортивных комплексов «Манеж» и НовГУ, где «Господин Великий Новгород» принимал танцоров в прошлые годы, в этот раз соревнования проходили на паркете МНОУ «Диалог».
— Кризис еще сказывается: аренда дорогая, поэтому пришлось сменить зал, — объяснил ситуацию президент Федерации танцевального спорта Новгородской области Игорь ВАСИЛЬЕВ. — Не так широко в этот раз представлена и выездная торговля специализированными товарами для танцоров.
К сожалению, не было в этом году в программе турнира и показательных выступлений призёров открытых чемпионатов России и Германии по секвею Павла Алексеевского и Екатерины Слесаренко, которые на протяжении нескольких лет были изюминкой новгородских соревнований. Впрочем, накал страстей, кипевших на паркете в течение всех выходных с десяти утра и восьми вечера, меньше от этого не стал. Жаль только, что не многие новгородцы решили в эти дни посмотреть на грацию и красоту: основными зрителями турнира были родители участников.
Красивый спорт
Танцы как вид спорта привлекают зрителей своими зрелищностью, эмоциональностью и красотой: лозунг «быстрее, выше, сильнее» здесь не так актуален, как, скажем, в боксе, беге или биатлоне.
— В первую очередь здесь оцениваются музыкальность, ритмичность пары, — отметил главный судья соревнований Сергей МАРТЫНЕНКО. — Уже потом судьи смотрят на технику, взаимоотношения между партнёрами. Не последнюю роль играет и выносливость. Ведь в среднем за турнир каждая пара танцует около десяти, а то и больше номеров, по полторы минуты каждый. А ведь помимо красивых шагов и выпадов танцорам приходится много прыгать, демонстрировать растяжку. Для сравнения: попробуйте пробежать несколько раз стометровку, и вы поймёте, как себя чувствуют спорт-
смены к концу выступления. Спортивные танцы включают в себя конкурсные программы: европейскую — медленный вальс, танго, венский вальс, фокстрот и квикстеп, и более эмоциональные танцы латиноамериканской программы — самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв. Так что нагрузка здесь даже больше, чем в некоторых других видах спорта.
Действительно, это лишь видимость, что самих танцоров их движения, кажется, нисколько не напрягают: за турнир с участников сходит семь потов.
Впрочем, корреспонденты «НВ» на турнире в этот раз с удовольствием отвлеклись от спортивной кухни — что и по какой системе оценивается, как готовятся спортсмены, — просто наблюдая за ярким и фееричным зрелищем. Огненное танго и летящий вальс, необузданный джайв и головокружительная самба, страстный пасодобль и чувственная румба сменяли в выступлениях пар на танцполе буквально в режиме нон-стоп…
Тем временем, пока одни участники турнира демонстрировали своё мастерство на паркете, уже выступившие спортсмены выслушивали ц/у от своих педагогов: как держать спину, как лучше улыбаться и даже… какое место на танцполе лучше занять.
— Выбор места на паркете, откуда начнёт танцевать пара, — задача очень важная. За неё в паре отвечает партнёр, — приоткрыл секреты успеха тренер из Санкт-Петербурга Александр ИЛЬИНЫХ. — Многие, особенно молодые танцоры, считают, что лучше встать перед судьями, чтобы пару было лучше видно. На самом деле члены жюри не любят, когда перед ними маячат. Лучше оценивать танцующих издали, поэтому самыми выигрышными считаются длинные стороны площадки, перед зрителями.
Получив последние наставления и прибавив шагу, чтобы не опоздать «занять территорию», пары снова выходили на паркет. Двигаясь в ритме танго или кружась в вальсе, танцоры с воодушевлением подпевали фонограмме, при этом успевая ловко лавировать между конкурентами. Кстати, столкновения пар — ситуация на паркете довольно будничная, судьи за это особо не наказывают, но умение ориентироваться в пространстве и смягчать столкновения, учитывают. «Выруливанию из пробок» даже отдельно учат на тренировках. Однако последствия столкновений танцевальных пар могут привести к неприятным последствиям: у партнёрш зачастую отрываются оборки у платьев, у юношей — пачкаются туфли. И тут очень к месту приходятся нитки, иголки, булавки, щётки и прочие вещи первой необходимости: внешний вид в спортивных танцах — один из факторов успеха.
Дефиле радуги
Хотя судьи и говорят, что в первую очередь оценивают качество исполнения танца, а отнюдь не внешний вид участников, костюмы танцоров также играют важнейшую роль. Да и, как показывает практика, из двух пар, танцующих примерно одинаково, судьи выбирают ту, у которой лучше костюм. Не случайно ведь к нарядам спортсменов предъявляют особые требования.
Платья самых юных участников, которым на соревнованиях выпадает честь первыми опробовать паркет, особым разнообразием фасонов не блещут. Как правило, это классические купальники с пришитыми юбками установленной длины. Поэтому на первый план здесь выходят цвет ткани и объёмная отделка из материала того же цвета. Жёлтый, розовый, фиолетовый, чёрный, красный… Словно радуга после дождя — такое складывалось впечатление, когда на паркете появлялись самые юные танцоры, старательно выводившие па на паркете. Кстати, боевому духу начинающих спортсменов можно позавидовать: на паркет они выходят даже с травмами. Несмотря на перелом руки, Алевтина ШАКИРОВА из Санкт-Петербурга даже не думала отказываться от участия в соревнованиях: «Мне он совершенно не мешает, — с улыбкой говорила девочка. — Мы уже всё отрепетировали, всё нормально». И, прикрыв гипс прозрачной вуалью, партнёр аккуратно закружил Алевтину в вальсе.
Пока малышня отплясывала на танцполе, более старшие их коллеги наводили последние штрихи к своему образу: девушки поправляли причёску и подкрашивали глаза, юноши чистили ботинки либо в одиночестве отрабатывали движения. Причём смотрелось это весьма по-домашнему: почти все участники расхаживали в атласных халатах, надетых поверх костюма или платья. Так танцоры оберегают свои костюмы от пыли и возможного загрязнения. И понять их можно: испачкать сказочное платье, всё украшенное стразами Сваровски, или строгий, но не менее красивый фрачный комплект чуть дешевле не хочется никому. Красота, конечно, страшная сила, но и страшно дорогая.
— У партнёрши в гардеробе имеется как минимум два платья: на стандартную программу и на латину, — говорит новгородская спортсменка Юлия ЧЕРНОВА. — Платья обычно меняются раз в год-два, когда ты из него вырастаешь или когда пара переходит в более высокую категорию и, соответственно, меняется программа. Своими силами такие наряды, конечно, не сшить: поэтому костюмы мы заказываем в специальных мастерских Санкт-Петербурга.
В отличие от страстных танцев латины, где главная задача платья — подчеркнуть динамику танца не только разнообразной отделкой, но и минимальной длиной, платье на стандарт должно быть именно платьем и создавать романтический образ пары. Наиболее популярным дополнением к платью здесь служат палантины, шарфы, которые крепятся к плечам, запястьям, самому платью. Одной из особенностей стандартной программы является и тот факт, что партнерша во время танца к зрителям и судьям почти всегда обращена спиной. И это, надо сказать, очень часто обыгрывается в костюме: на спине делается глубокий вырез, платье украшается аппликацией или кружевами.
— Главное здесь — всё-таки не переусердствовать, — подытоживает Игорь Васильев. — Платья партнёрш не должны быть чересчур прозрачными, а вырезы слишком глубокими. За подобные вольности судьи могут даже снять пару с соревнований.
Впрочем, и к внешнему виду партнёров требования не менее высоки. У юношей меняются не только костюмы, но и туфли. Латиноамериканские танцы, например, желательно танцевать в туфлях на более высоком скошенном каблуке, так как на нём удобнее выводить бедро и шагать с носка.
В общем и целом спорт этот не только красивый, но и весьма затратный. И родители должны понимать, куда они отдают своего ребёнка. Сколько бы он ни трудился, именно от родителей, их желаний и возможностей зависит, каких результатов достигнет чадо.
В новгородской семье Курыновых спортивными бальными танцами занимаются два сына из трёх.
— Это красивый вид спорта, но весьма затратный, впрочем, как и фигурное катание, — соглашается отец танцоров Эдуард КУРЫНОВ. — Но мы знали, куда отдаём своих детей, поэтому стараемся изыскивать средства и на костюмы, и на участие в турнирах.
Со своей партнёршей Юлией Кошкиной Илья Курынов танцует уже несколько лет. У девушки танцами занималась старшая сестра, а Илью сначала на хореографию, а затем и в бальные танцы привела мама, желавшая привить сыну галантные манеры, уважительное отношение к женщине и развить физическую форму. И если девушек в танцах во многом привлекают именно платья сказочной красоты, то юноши подходят к этому процессу более прагматично.
— Выходя на танцпол, я получаю огромную дозу адреналина, — поделился своими впечатлениями Илья. — Испытываю какой-то необыкновенный кураж. Да и, кроме того, танцы — это красивый вид спорта, он позволяет всегда находиться в отличной форме.
Практика выращивания
Новгородская федерация спортивных танцев — одна из самых молодых в стране: она была создана лишь в 2001 году, но у нее уже есть финалисты турниров в Санкт-Петербурге, призёры первенства СЗФО.
— Новгородские спортсмены с каждым годом заметно прогрессируют. Пусть у них пока нет громких побед, но не стоит забывать, что в успехе должны быть заинтересованы не только тренер и спортсмен, но и город, где занимаются спортсмены. Конкуренция в спортивных танцах сегодня очень большая, — говорит Сергей Мартыненко. — Турниры в крупных городах проходят почти каждые выходные. Но даже спортсменам одного федерального округа не всегда удаётся участвовать во всех соревнованиях. Города нашего округа далеки друг от друга, и порой спортсменам, например, Калининграда легче выехать на турнир за границу, чем приехать в тот же Псков. Также и новгородцы, псковичи: дальше Санкт-Петербурга редко когда могут позволить себе выехать. А рейтинг иначе как на соревнованиях не повысишь.
На сегодняшний день в северной столице насчитывается не одна сотня танцевальных школ, готовящих спортсменов высшего уровня. И
неудивительно, что многие стремятся ехать туда. Но, по словам специалистов, «практика выращивания» танцевальных кадров намного сильнее в регионах. Что подтвердил и нынешний турнир: из четырех возрастных категорий, по которым проводилось первенство СЗФО, новгородские пары стали призёрами в двух. А значит, танцевать есть куда!
К сожалению, не было в этом году в программе турнира и показательных выступлений призёров открытых чемпионатов России и Германии по секвею Павла Алексеевского и Екатерины Слесаренко, которые на протяжении нескольких лет были изюминкой новгородских соревнований. Впрочем, накал страстей, кипевших на паркете в течение всех выходных с десяти утра и восьми вечера, меньше от этого не стал. Жаль только, что не многие новгородцы решили в эти дни посмотреть на грацию и красоту: основными зрителями турнира были родители участников.
Красивый спорт
Танцы как вид спорта привлекают зрителей своими зрелищностью, эмоциональностью и красотой: лозунг «быстрее, выше, сильнее» здесь не так актуален, как, скажем, в боксе, беге или биатлоне.
— В первую очередь здесь оцениваются музыкальность, ритмичность пары, — отметил главный судья соревнований Сергей МАРТЫНЕНКО. — Уже потом судьи смотрят на технику, взаимоотношения между партнёрами. Не последнюю роль играет и выносливость. Ведь в среднем за турнир каждая пара танцует около десяти, а то и больше номеров, по полторы минуты каждый. А ведь помимо красивых шагов и выпадов танцорам приходится много прыгать, демонстрировать растяжку. Для сравнения: попробуйте пробежать несколько раз стометровку, и вы поймёте, как себя чувствуют спорт-
смены к концу выступления. Спортивные танцы включают в себя конкурсные программы: европейскую — медленный вальс, танго, венский вальс, фокстрот и квикстеп, и более эмоциональные танцы латиноамериканской программы — самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв. Так что нагрузка здесь даже больше, чем в некоторых других видах спорта.
Действительно, это лишь видимость, что самих танцоров их движения, кажется, нисколько не напрягают: за турнир с участников сходит семь потов.
Впрочем, корреспонденты «НВ» на турнире в этот раз с удовольствием отвлеклись от спортивной кухни — что и по какой системе оценивается, как готовятся спортсмены, — просто наблюдая за ярким и фееричным зрелищем. Огненное танго и летящий вальс, необузданный джайв и головокружительная самба, страстный пасодобль и чувственная румба сменяли в выступлениях пар на танцполе буквально в режиме нон-стоп…
Тем временем, пока одни участники турнира демонстрировали своё мастерство на паркете, уже выступившие спортсмены выслушивали ц/у от своих педагогов: как держать спину, как лучше улыбаться и даже… какое место на танцполе лучше занять.
— Выбор места на паркете, откуда начнёт танцевать пара, — задача очень важная. За неё в паре отвечает партнёр, — приоткрыл секреты успеха тренер из Санкт-Петербурга Александр ИЛЬИНЫХ. — Многие, особенно молодые танцоры, считают, что лучше встать перед судьями, чтобы пару было лучше видно. На самом деле члены жюри не любят, когда перед ними маячат. Лучше оценивать танцующих издали, поэтому самыми выигрышными считаются длинные стороны площадки, перед зрителями.
Получив последние наставления и прибавив шагу, чтобы не опоздать «занять территорию», пары снова выходили на паркет. Двигаясь в ритме танго или кружась в вальсе, танцоры с воодушевлением подпевали фонограмме, при этом успевая ловко лавировать между конкурентами. Кстати, столкновения пар — ситуация на паркете довольно будничная, судьи за это особо не наказывают, но умение ориентироваться в пространстве и смягчать столкновения, учитывают. «Выруливанию из пробок» даже отдельно учат на тренировках. Однако последствия столкновений танцевальных пар могут привести к неприятным последствиям: у партнёрш зачастую отрываются оборки у платьев, у юношей — пачкаются туфли. И тут очень к месту приходятся нитки, иголки, булавки, щётки и прочие вещи первой необходимости: внешний вид в спортивных танцах — один из факторов успеха.
Дефиле радуги
Хотя судьи и говорят, что в первую очередь оценивают качество исполнения танца, а отнюдь не внешний вид участников, костюмы танцоров также играют важнейшую роль. Да и, как показывает практика, из двух пар, танцующих примерно одинаково, судьи выбирают ту, у которой лучше костюм. Не случайно ведь к нарядам спортсменов предъявляют особые требования.
Платья самых юных участников, которым на соревнованиях выпадает честь первыми опробовать паркет, особым разнообразием фасонов не блещут. Как правило, это классические купальники с пришитыми юбками установленной длины. Поэтому на первый план здесь выходят цвет ткани и объёмная отделка из материала того же цвета. Жёлтый, розовый, фиолетовый, чёрный, красный… Словно радуга после дождя — такое складывалось впечатление, когда на паркете появлялись самые юные танцоры, старательно выводившие па на паркете. Кстати, боевому духу начинающих спортсменов можно позавидовать: на паркет они выходят даже с травмами. Несмотря на перелом руки, Алевтина ШАКИРОВА из Санкт-Петербурга даже не думала отказываться от участия в соревнованиях: «Мне он совершенно не мешает, — с улыбкой говорила девочка. — Мы уже всё отрепетировали, всё нормально». И, прикрыв гипс прозрачной вуалью, партнёр аккуратно закружил Алевтину в вальсе.
Пока малышня отплясывала на танцполе, более старшие их коллеги наводили последние штрихи к своему образу: девушки поправляли причёску и подкрашивали глаза, юноши чистили ботинки либо в одиночестве отрабатывали движения. Причём смотрелось это весьма по-домашнему: почти все участники расхаживали в атласных халатах, надетых поверх костюма или платья. Так танцоры оберегают свои костюмы от пыли и возможного загрязнения. И понять их можно: испачкать сказочное платье, всё украшенное стразами Сваровски, или строгий, но не менее красивый фрачный комплект чуть дешевле не хочется никому. Красота, конечно, страшная сила, но и страшно дорогая.
— У партнёрши в гардеробе имеется как минимум два платья: на стандартную программу и на латину, — говорит новгородская спортсменка Юлия ЧЕРНОВА. — Платья обычно меняются раз в год-два, когда ты из него вырастаешь или когда пара переходит в более высокую категорию и, соответственно, меняется программа. Своими силами такие наряды, конечно, не сшить: поэтому костюмы мы заказываем в специальных мастерских Санкт-Петербурга.
В отличие от страстных танцев латины, где главная задача платья — подчеркнуть динамику танца не только разнообразной отделкой, но и минимальной длиной, платье на стандарт должно быть именно платьем и создавать романтический образ пары. Наиболее популярным дополнением к платью здесь служат палантины, шарфы, которые крепятся к плечам, запястьям, самому платью. Одной из особенностей стандартной программы является и тот факт, что партнерша во время танца к зрителям и судьям почти всегда обращена спиной. И это, надо сказать, очень часто обыгрывается в костюме: на спине делается глубокий вырез, платье украшается аппликацией или кружевами.
— Главное здесь — всё-таки не переусердствовать, — подытоживает Игорь Васильев. — Платья партнёрш не должны быть чересчур прозрачными, а вырезы слишком глубокими. За подобные вольности судьи могут даже снять пару с соревнований.
Впрочем, и к внешнему виду партнёров требования не менее высоки. У юношей меняются не только костюмы, но и туфли. Латиноамериканские танцы, например, желательно танцевать в туфлях на более высоком скошенном каблуке, так как на нём удобнее выводить бедро и шагать с носка.
В общем и целом спорт этот не только красивый, но и весьма затратный. И родители должны понимать, куда они отдают своего ребёнка. Сколько бы он ни трудился, именно от родителей, их желаний и возможностей зависит, каких результатов достигнет чадо.
В новгородской семье Курыновых спортивными бальными танцами занимаются два сына из трёх.
— Это красивый вид спорта, но весьма затратный, впрочем, как и фигурное катание, — соглашается отец танцоров Эдуард КУРЫНОВ. — Но мы знали, куда отдаём своих детей, поэтому стараемся изыскивать средства и на костюмы, и на участие в турнирах.
Со своей партнёршей Юлией Кошкиной Илья Курынов танцует уже несколько лет. У девушки танцами занималась старшая сестра, а Илью сначала на хореографию, а затем и в бальные танцы привела мама, желавшая привить сыну галантные манеры, уважительное отношение к женщине и развить физическую форму. И если девушек в танцах во многом привлекают именно платья сказочной красоты, то юноши подходят к этому процессу более прагматично.
— Выходя на танцпол, я получаю огромную дозу адреналина, — поделился своими впечатлениями Илья. — Испытываю какой-то необыкновенный кураж. Да и, кроме того, танцы — это красивый вид спорта, он позволяет всегда находиться в отличной форме.
Практика выращивания
Новгородская федерация спортивных танцев — одна из самых молодых в стране: она была создана лишь в 2001 году, но у нее уже есть финалисты турниров в Санкт-Петербурге, призёры первенства СЗФО.
— Новгородские спортсмены с каждым годом заметно прогрессируют. Пусть у них пока нет громких побед, но не стоит забывать, что в успехе должны быть заинтересованы не только тренер и спортсмен, но и город, где занимаются спортсмены. Конкуренция в спортивных танцах сегодня очень большая, — говорит Сергей Мартыненко. — Турниры в крупных городах проходят почти каждые выходные. Но даже спортсменам одного федерального округа не всегда удаётся участвовать во всех соревнованиях. Города нашего округа далеки друг от друга, и порой спортсменам, например, Калининграда легче выехать на турнир за границу, чем приехать в тот же Псков. Также и новгородцы, псковичи: дальше Санкт-Петербурга редко когда могут позволить себе выехать. А рейтинг иначе как на соревнованиях не повысишь.
На сегодняшний день в северной столице насчитывается не одна сотня танцевальных школ, готовящих спортсменов высшего уровня. И
неудивительно, что многие стремятся ехать туда. Но, по словам специалистов, «практика выращивания» танцевальных кадров намного сильнее в регионах. Что подтвердил и нынешний турнир: из четырех возрастных категорий, по которым проводилось первенство СЗФО, новгородские пары стали призёрами в двух. А значит, танцевать есть куда!
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)