Среда, 17 июля 2024

Редакция

Правила деления

{mosimage}В Новгородской области подавляющее большинство отделов по физкультуре и спорту находятся в структуре непрофильных комитетов. А многие муниципальные детско-юношеские спортшколы — в системе образования. Как это отражается на подготовке спортивного резерва?

Сергей БЕССОНОВ, заместитель председателя облспорткомитета, считает — плохо.

— Сергей Эдуардович, в своё время вице-губернатор Борис Воронцов направил письма в муниципалитеты с общей для всех рекомендацией — вывести отделы по физической культуре и спорту из структуры дополнительного образования, сделав их самостоятельной единицей в администрациях с правом формирования собственных бюджетов. Это без преувеличения кардинальное предложение, которое может изменить всю структуру спортивного хозяйства...
— И эта необходимость давно назрела. Сейчас в области фактически отсутствует выраженная отраслевая структура управления развития физической культурой и спортом, что создает препятствия реализации соответствующих программ. По нашим данным, на начало 2009 года в муниципальных образованиях области четыре отдела по физкультуре и спорту находились в структуре комитетов культуры, молодежной политики и спорта, ещё три — в комитетах по молодёжной политике, физической культуре и спорту, два — в комитетах по образованию. Ещё в ряде районных администраций вообще нет таких отделов — только специалисты-одиночки.
Что касается спортучреждений, то в большинстве случаев спортивные школы являются собственностью муниципалитетов и по ведомственной структуре находятся в отраслях образования или культуры. Исключение составляют спорт-
школы Великого Новгорода и Старой Руссы. В общем, специалисты по физкультуре и спорту трудятся везде где угодно, но только не в профильных подразделениях, а структурах, созданных по принципу: спорт, туризм, молодёжная политика, культура, образование... В них спортотделы и специалисты даже прав по формированию собственного бюджета не имеют. И фактически сейчас спорт в муниципалитетах финансируется по остаточному принципу.
— Во что это выливается на практике?
— В низкую эффективность подготовки спортсменов! Это уже статистикой доказано. В России в системе органов государственного управления образованием 60% спортивных учреждений. В них занимается более 2 млн. человек. В системе физкультуры и спорта только 35,4%. Это порядка 1,1 млн. занимающихся. При этом из 359 учащихся спортшкол в структуре образования только 1 достигает этапа высшего спортивного мастерства, а в системе школ, находящихся в ведении органов управления физкультурой и спортом, каждый 71-й спорт-
смен добивается этого. Ещё значимая цифра! В спортшколах в системе образования готовят одного мастера спорта на 226 обучающихся, а в спортшколах в системе органов физкультуры и спорта — одного на 44.
Есть и другие нюансы. Нахождение спортшкол в системе дополнительного образования обуславливает потерю взрослого спорта. Особенно в циклических видах: лёгкой атлетике, лыжах, гребле и многих других. Для того чтобы добиться в них уровня высших результатов, необходима большая выносливость. И легкоатлеты, и гребцы могут раскрыться далеко не в юношеском возрасте — уже во взрослом. А дополнительное образование в основном рассчитано на школьников.
Плюс к этому — недостаточная оснащённость муниципальных спортшкол. Их нельзя оборудовать на современном уровне только за счёт районных средств. Низкая квалификация тренеров, которые не могут подготовить спортсмена, конкурентоспособного на уровне, скажем, российских чемпионатов и первенств. Фактически сейчас в Новгородской области по многим видам спорта невозможно собрать необходимое количество спортсменов, которые гарантированно могли бы попасть в шестёрку сильнейших на каких-либо национальных соревнованиях. У многих вообще нет шансов даже на участие в таких состязаниях. И они туда никогда не попадут.
— От кого зависит исправление этой ситуации?
— От муниципалитетов. Облспорткомитет может только дать им необходимые рекомендации, но местная власть, согласно законодательству, вольна выслушать их и принять своё решение.
— Придётся вернуться к началу разговора. Письма с рекомендациями ушли в районы. Какова реакция?
— Могу сказать, что по состоянию на конец января текущего года рекомендованные областной администрацией действия предприняли администрации Холмского, Маловишерского, Маревского и Валдайского районов. Пестовский, Окуловский и Шимский с начала года приступили к процедуре перевода спортивных учреждений в ведение отрасли физкультуры и спорта. Но остальные муниципальные образования этот процесс не инициируют. Более того — препятствуют. По-видимому, привыкли к существующему положению дел и менять ничего не хотят.
— В вашем распоряжении есть какие-то инструменты влияния?
— Нет. Это внутренние дела муниципалитетов. В своих ответах на рекомендации большинство администраций ответили почти одинаково: вопрос рассмотрели, но появление самостоятельных подразделений по физкультуре и спорту признали нецелесообразным.
— А сами специалисты по физкультуре и спорту в районах не пытаются будировать этот процесс снизу? По логике они должны этого хотеть.
— А как? В соответствии с субординацией они не могут этого сделать. Думаю, как только они проявят такую инициативу, им предложат уволиться..

Елена КУЗЬМИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)